Учебные исследования детей в современной школе В презентации использованы материалы А.В.Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского(юношеского) творчества, научный руководитель Лицея 1553 «Лицей на Донской»
Способы организации учебной деятельности Учебный материал Репродуктивный способ Продуктивный, творческий способ у с в о е н и е
Главные особенности исследовательской деятельности учащихся Ценностно-смысловая направленность на выяснение истины, использование проектного метода как средства организации деятельности Широкое привлечение традиций и образцов, выработанных в сфере науки
Исследов- ательское Продуктив- ное Репродук- тивное Тип обучения ЗУНМетодика Компетен- ции ЗУНСредство Субъект- ность Компете- нции ЗУНЦель Типы обучения
Учебно-исследовательская и научно- исследовательская деятельность Технологизация учебного процесса Передача заданного объема ЗУН Учебная деятельность СредствоЦельВид Моделирование процесса получения новых знаний Развитие и обучение учащихся Учебно-исследова- тельская деятельность Повышение научного потенциала исследователя Получение объективно нового знания Научно-исследова- тельская деятельность
Соотношение проектирования и проектного метода организации исследования П р о е к т и р о в а н и е И с с л е д о в а н и е Главная цель – уяснение сущности явления, истина Главная цель – реализация проектного замысла Средство: проектирование Средство: исследование
Уровни проектирования в школе Создание «лица» школы, развитие коллектива Проект развития школы на основе исследовательской деятельности учащихся Достижение образовательного результата Проектирование учебной деятельности ученика (учительский проект) Констатация факта, подтверждение гипотезы Ученический исследовательский проект
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования): 1. Изучение теоретического материала 4. Освоение методики исследования 2. Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования 5. Сбор собственного экспериментального материала 6. Обработка материала 7. Обобщение, анализ, выводы 8. Представление исследовательской работы 3. Формулировка рабочей гипотезы
Как включить исследовательскую деятельность учащихся в программу работы школы?
Формы организации исследовательской деятельности учащихся 1.Элементы исследования в рамках учебных предметов 2.Предметы в рамках базисного компонента 3.Элективные курсы – школьный компонент 4.Группы дополнительного образования 5.Экскурсия 6.Интегрированная программа общего и дополнительного образования 7.Поход или экспедиция 8.Конференция или конкурс 9.Клуб или молодежное объединение
Включение материала тренинга в УТП программы «Обучение для будущего » Модуль 1. Проектная методика – педагогическая технология нового образования. Модуль 1. Занятие 2. Разработка учебного проекта. Модуль 2. Самостоятельная деятельность учащихся в проекте. Модуль 3. Практические занятия. Создание мультимедийной презентации учащегося. Модуль 9. Организация проведения учебного проекта в школе.
Подписка на новости исследовательской деятельности учащихся
Портал исследовательской деятельности учащихся
Подписной индекс журнала «Исследовательская работа школьников» в каталоге Роспечати 81415
Сайт Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, номинация «Лучшая исследовательская работа школьников»
Спасибо за внимание!