Технология деятельностного метода
Сначала я открывал то, что известно многим, затем то, что известно некоторым, а потом – то, что неизвестно никому. К.Э.Циолковский
Цель Метод Сознательное усвоение знаний Готовность к саморазвитию Объяснительно- иллюстра- тивный Деятель- ностный Системанаглядногообучения Системаразвивающегообучения
Система наглядного обучения Принцип наглядности Принцип доступности Принцип научности Принцип преемственности Принцип системности Принцип сознательного усвоения знаний
Система развивающего обучения 1.Принцип деятельности (ребенок добывает знания сам) 2.Принцип непрерывности (результат деятельности на предыдущем этапе обеспечивает начало следующего)
3.Принцип целостного представления о мире (понимание связи наук) 4.Принцип минимакса (работа в зоне ближайшего развития детей с обеспечением минимума каждому) 5.Принцип психологической комфортности (снятие всех стресообразующих факторов, дети хотят и могут) 6.Принцип вариативности (способность к выбору и понимание возможности выбора различных способов и вариантов) 7.Принцип творчества (приобретение собственного опыта творческой деятельности)
Азбука теории деятельности Существуют три вида деятельности, отличающиеся отношением к норме (алгоритму) её выполнения: 1.Самоопределение («хочу» и «могу» выполнить данную норму деятельности); 2.Нормореализация (выполняю норму); 3.Нормотворчество (составляю новую норму).
Самоопределение предполагает соотнесение предложенной нормы (алгоритма) деятельности с актуальным уровнем способностей («могу») и системой ценностей («хочу»). Самоопределение бывает как положительным, так и отрицательным. При положительном самоопределении фиксируется наличие: 1) способностей к реализации данной нормы деятельности; 2) потребности к включению в эту деятельность.
Нормореализация (исполнительская деятельность) предполагает воспроизведение известной нормы деятельности; её итогом является преобразованный продукт. Нормотворчество (управленческая деятельность) предполагает построение новой нормы деятельности на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Технология организации учебного процесса в деятельностной парадигме Шаг 1. Организационный момент. Этот этап процесса обучения предполагает, с одной стороны, осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в деятельность. С другой – на этом этапе должно произойти положительное самоопределение к некоторой норме деятельности.
Шаг 2. Самостоятельная деятельность по известной норме. На этом этапе актуализированная в сознании обучающегося известная норма деятельности N переводится в конкретное действие. Завершение этого этапа связано с появлением в деятельности затруднения, - то есть ситуации, в которой прежний алгоритм деятельности либо неприемлем, либо его использование приводит к большим временным затратам. организация затруднения Задача педагога на этом этапе процесса обучения – организация затруднения в деятельности обучаемого.
Шаг 3. Реконструкция деятельности по известной норме N. На этом этапе происходит соотнесение действий с нормой N, кризис (невыполнимость) которой зафиксирован учеником. При этом норма фиксируется как вербально, так и знаково. Педагог, организуя этот этап деятельности, должен предусмотреть коммуникативное взаимодействие, результатом которого станет фиксирование в языке условий применимости известной нормы.
Шаг 4. Критика известной нормы N. На этом этапе выявляется причина кризиса известной нормы N. Иными словами, устанавливается отличие ситуации, вызвавшей затруднение, от ранее известных ситуаций. Это отличие фиксируется вербально и объявляется учителем как тема урока.
Шаг 5. Построение новой нормы деятельности N1. На этом этапе в коммуникативной форме строится проект деятельности в новой ситуации. Обсуждаются различные предложения и выбирается один алгоритм, который фиксируется как новая норма деятельности N1.
Шаг 6. Использование нормы N1 для решения задания, вызвавшего затруднение. На этом этапе учебной деятельности обучаемый конкретизирует сформировавшийся образ N1 в деятельности по преодолению возникшего затруднения, проговаривая каждый выполненный шаг во внешней речи.
Шаг 7. Фиксирование нормы N1 в языке. На этом этапе происходит фиксирование нормы N1 как вербально, так и знаково. В результате происходит оформление новой нормы, что создает понятийную основу для развития способностей к новому виду деятельности (т. е. к деятельности по норме N1).
Шаг 8. Использование нормы N1 в типовых условиях. На этом этапе обучаемый самостоятельно выполняет типовые задания, требующие использования нормы N1, и самостоятельно проверяет правильность решения.
Шаг 9. Этап включения нормы N1 в систему понятий. На этом этапе обучения выявляются границы применимости нового понятия и выполняются задания, в которых использование нормы N1 предусматривается как промежуточный этап.
Шаг 10. Этап тренировочных действий по ранее изученным нормам (повторение). На этом этапе выполняются как задания, предполагающие применения нормы N1, так и задания, тренирующие способность к использованию ранее изученных понятий.
Шаг 11. Этап рефлексивного анализа деятельности на уроке. На этом этапе анализируются деятельностные шаги, выполненные учеником, и используемый при этом понятийный инструментарий. Структура деятельности и её результаты фиксируются в языке (вербально, знаково).
Шаг 12. Этап фиксирования достижения поставленной цели и планирование корректирующих действий. На этом этапе соотносятся цель урока и результаты деятельности на этом уроке, фиксируется степень их соответствия, планируются дальнейшие действия по коррекции возникших затруднений, намечаются новые пути развития.
Типология уроков деятельностного метода Урок «открытия» нового знания Урок рефлексии Урок обучающего контроля Урок обобщения и систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода
I.Самоопределение к деятельности (1-2 минуты) Цель: Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «ХОЧУ» + «МОГУ»
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (4-5 минут) Цель: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий АКТУАЛИЗАЦИЯ + ЗАТРУДНЕНИЕ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
III. Постановка учебной задачи (2-3 минуты) Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока ГДЕ И ПОЧЕМУ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЦЕЛЬ УРОКА. ТЕМА УРОКА.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 минут) Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению КАК?
V. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 минут) Цель: Усвоение нового способа действий КОММЕНТИРОВАНИЕ, ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 минут) Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ! Я ОШИБСЯ, НО НАШЕЛ ПРИЧИНУ И ИСПРАВИЛ ОШИБКУ
VII. Включение в систему знаний и повторение (4-5 минут) Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного ДОВЕДЕНИЕ ДО УРОВНЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО НАВЫКА РАНЕЕ СФОРМИРОВАННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
VIII. Рефлексия деятельности (2-3 минуты) Цель: Самооценка результатов деятельности осознание метода построения, границ применения нового знания ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ? КАКИМ СПОСОБОМ? ГДЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ? КАКОВЫ РЕЗУЛЬТАТЫ (КЛАССА, МОИ)? ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ЕЩЕ?