Советы логопеда
Для чего нужны занятия с логопедом? Правильная и чистая речь позволяет человеку легче достигать успеха в обществе. Правильная и чистая речь позволяет человеку легче достигать успеха в обществе. Чистая речь снимает ограничения при выборе профессиональной деятельности. Чистая речь снимает ограничения при выборе профессиональной деятельности. Красивая речь освобождает человека от комплексов, которые возникают у людей с дефектами произношения. Красивая речь освобождает человека от комплексов, которые возникают у людей с дефектами произношения. Чистая речь дошкольника является необходимым условием для успешного обучения в школе. Чистая речь дошкольника является необходимым условием для успешного обучения в школе. Основными предпосылками для возникновения дисграфии у детей являются нарушения звукопроизношения, нарушение фонематического анализа и синтеза. Основными предпосылками для возникновения дисграфии у детей являются нарушения звукопроизношения, нарушение фонематического анализа и синтеза.
Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи. Одним из важных разделов, помогающих коррекции звукопроизношения является развитие мимической и артикуляторной моторики. Развитие мимической моторики необходимо в связи с тем, что на её основе лучше формируется артикуляционная моторика, поскольку два вида моторики тесно связаны. Хорошо отработанная артикуляторная гимнастика помогает детям пяти-шести лет подготовить артикуляторные органы к постановке нарушенных звуков. Стойкие оральные диспраксии, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация мешают логопедам в достижении эффективности при постановке звуков.
Развитие мышц артикуляторного аппарата. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.
Поэтому обязательно давайте ребенку жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Поэтому обязательно давайте ребенку жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.
На начальном этапе целесообразно предложить ребенку показать правую и левую щёки, верхнюю губу, нижнюю губу, верхние, нижние и боковые зубы, кончик языка, подбородок, нёбо, уголки рта. Для закрепления названий частей лица используем следующий стихотворный текст: Щёки Щёки Не устала ты пока Моя правая щека (ребёнок надувает правую щеку) Не устала ты пока Моя левая щека (ребёнок надувает левую щеку) (ребёнок надувает левую щеку) Губы Губы Губы, губы растяни Вот улыбка посмотри Здравствуй верхняя губа, Здравствуй верхняя губа, Здравствуй нижняя губа, Ты не меньше мне люба! Нёбо Нёбо Нёбо вместо потолка Есть во рту у языка.
Для вырабатывания умения удерживать губы в улыбке, укрепления мышц губ и развития их подвижности используется следующее игровое упражнение с речевым сопровождением: Свои губки прямо к ушкам Растяну я как лягушка… Тянуть губки прямо к ушкам Очень нравится лягушкам. Улыбаются… Смеются… А глаза у них, как блюдца.
Для вырабатывания движения губ вперед, укрепления мышц губ, их подвижности используется следующее упражнение с речевым сопровождением: Подражаю я слону: Губы хоботом тяну… Даже если я устану, Их тянуть не перестану. Буду долго так держать, Свои губы укреплять.
Для укрепления мышц губ и тренировки их подвижности путем переключения позиций (формирование кинетической основы движений) используется артикуляторная игра с речевым сопровождением: Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слонёнок я, Видишь – хобот у меня. А сейчас я дудочка, Дудочка-погудочка. Мне понравилось играть, Повторю-ка всё опять.
Для отработки движения языка вниз, развития его подвижности, укрепления мышц языка используется следующее упражнение с речевым сопровождением: Любопытный язычок Выглянул из домика. Любопытный язычок Лёг тихонько на порог Полежал, полежал. Снова в домик убежал.
Для выработки умения удерживать язык в свободном, расслабленном положении на нижней губе используется следующее артикуляторное упражнение с речевым сопровождением: Язык лопаткой положи. И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И держать, держать, Держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.
Для выработки умения удерживать узкий язык в напряженном положении используется следующее артикуляторное упражнение с речевым сопровождением: Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, До пяти считать начну. Раз, два, три, четыре, пять, Иголку я могу держать.
Киска любит молочко, киске нравится оно. Киска пьет молочко язычком, язычком. И животик наполняет молочком. Для вырабатывания движения широкой передней части языка в форме чашечки вверх и укрепления мышц языка используется игровое упражнение с речевым сопровождением:
Для вырабатывания движения широкой передней части языка вверх-вниз, развития подвижности и укрепления мышц языка, используется игровое упражнение с речевым сопровождением: На качелях я качаюсь: вверх-вниз, вверх-вниз. Я до крыши поднимаюсь, А потом спускаюсь вниз.
Развитие мелкой моторики Не забывайте развивать и мелкую моторику. Ребенок должен как можно больше работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. Не забывайте развивать и мелкую моторику. Ребенок должен как можно больше работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.
О пользе шнуровок О пользе шнуровок Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады стараются приносить обувь на липучках, чтобы не учить ребёнка завязывать шнурки. Вспомните, сейчас даже в детские сады стараются приносить обувь на липучках, чтобы не учить ребёнка завязывать шнурки. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена ещё в прошлом веке Марией Монтессори. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена ещё в прошлом веке Марией Монтессори. Если в возрасте 4–5 лет завязывание шнурков вызывает у ребёнка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, то необходимо уделить внимание развитию мелкой моторики. Если в возрасте 4–5 лет завязывание шнурков вызывает у ребёнка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, то необходимо уделить внимание развитию мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации,приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцахкарандаш. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации,приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцахкарандаш.