Проблема оценки образовательных достижений учащихся в условиях ПНПО Подготовила учитель математики МОУ СОШ 1 Шарикова И.Е.
Тенденции, осложняющие оценивание учебных достижений Изменение характера приобретения знаний. Появление тенденции технократизма в сфере образования. Качественное изменение положения педагога в системе образования.
Проблемы оценки достижений учащихся Нет стандартов, ориентированных на достижение современных образовательных результатов Завышение оценок под давлением руководства Педагогический субъективизм Недостаточная разработанность критериев оценивания
Субъективные ошибки оценивания достижений учащихся Ошибки «великодушия» Ошибки «ореола» Ошибки «центральной тенденции» Ошибки «контраста» Ошибки «близости» «Логические» ошибки.
Способы повышения стимулирующей роли пятибалльной шкалы Выставление оценок со знаками «плюс» и «минус». Цифровую балльную оценку дополнять словесной или письменной формой, в виде оценивающих высказываний, записей. Опираться на коммуникативные мотивы обучения: каждому не безразлично, как к нему относятся товарищи, что они думают. Использование экранов успеваемости.
Одним из способов создания благоприятных условий для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия является рейтинговая система. Данная система позволяет получить: Возможность определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса. Возможность получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения. Дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тестирование, творческая работа и т. д.) Отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда. Повысить объективность оценки знаний.
Выводы Современная реформа системы образования и реалии нашей жизни требуют совершенствования методологии и методики оценивания личностных и учебных достижений учащихся. Разработка проблемы оценки личностных достижений учащихся требует серьезных теоретических и прикладных исследований, тщательного планирования и координации действий всех участников образовательного процесса. Выполнение учителями требований обеспечения объективности выставляемых оценок. Изменить отношение к оценке работ учащихся, бороться нужно за высокое качество, а не за оценочные показатели. Следует активно развивать и совершенствовать другие методики оценки достижений учащихся.