Предпрофильный курс «Видеооператор. Оператор видеомонтажа» А.В. Бурдаев, заместитель директора по ИТ МОУ Просветской СОШ м.р. Волжский Самарской области Занятия 6-7. Художественные особенности кадра
Что ни говори, а фильм, снятый начинающим любителем или случайным помощником, имеет свои особенности. Вспомните наверняка неоднократно виденные вами кадры со свадеб, дней рождения и прочих событий, из съемок которых по большей части состоит семейный видеоархив. Из чего процентов на 50 состоит такой фильм? Ноги оператора… асфальт… чье-то ухо… глаз… улица с машинами… ноги жениха… руки невесты… улица… асфальт… ноги оператора… толпа из 20 человек, где-то среди них жених и невеста… и.т.д., и т.п. На самом деле кадры, из которых складывается видеофильм, должны соединяться в определенной последовательности для наиболее выразительного раскрытия содержания фильма. Снимать каждый кадр нужно с учетом его места в фильме. В кадре не должно быть ничего лишнего. Важно также найти правильное соотношение между фоном, действием на втором плане с изображением важных для сюжета объектов переднего плана. Для выявления главного, наиболее важного в сцене и привлечения к нему внимания зрителя служат элементы композиции кадра – правильно выбранные план и ракурс съемки. Давайте разберемся, какие планы и ракурсы служат для достижения различных целей видеосъемки. Введение
Да-да, кинематографические. А чем, в принципе, отличается видеосъемка от киносъемки? Показ действия на разных планах – общем, среднем, крупном и детальном – является одним из важнейших средств выразительности. Планы кадра характеризуют охват пространства рамкой кадра и крупность изображаемых в этой рамке объектов. Кинематографические планы Кинематографические планы: 1 – дальний, 2 – общий, 3 – средний, 4 – средний ближний, 5 – крупный, 6 – детальный
Роль дальнего и общего планов – описательная. Они не столько показывают действие, сколько характеризуют окружающую его обстановку. Продолжительность показа дальнего и общего планов должна быть такова, чтобы зритель успел рассмотреть их содержание Дальний и общий планы
Бывают средние дальние, средние ближние и просто средние планы. Дальний средний план показывает во весь кадр объект съемки целиком, средний – около 2/3 объекта, средний ближний - около половины. Цель среднего плана – показ действия объекта съемки. Средние планы
Показ объекта крупным планом позволяет акцентировать на нем внимание и усилить драматическое содержание эпизода. Снимая крупным планом человека, можно передавать нюансы его мимики и его душевное состояние. Крупный план
Показ детали дает возможность подчеркнуть важные подробности в строении предмета или выразительности части человеческого тела. Детальный план может усилить драматизм ситуации или указать на мотив ее дальнейшего развития. Детальный план
Появляется тогда, когда объекты съемки, между которыми происходит действие, располагаются на разных расстояниях от камеры, и их размеры в одном кадре различны. Таким образом, глубинный план представляет синтез среднего и крупного Глубинный план
При съемке хоть фото- хоть видеокамерой действуют общие правила построения кадра. Несоблюдение этих правил лишает кадр стройности и изобразительной завершенности. Широко известны правило золотого сечения и правило третей. Суть этих правил в том, что ключевые компоненты кадра должны располагаться в точках, расположенных в 3/8 и 5/8 (золотое сечение) или в 1/3 (правило третей) от краев кадра. Правила построения кадра 1/3 Правило третей в действии
Заключается в том, что боковые стороны кадра должны уравновешивать друг друга. Как правило, невыгодно смотрится кадр, в котором с одной стороны объект, снятый крупным планом, а с другой – незаполненный дальний план. Принцип равновесия в кадре Принцип равновесия не соблюдается…… а так соблюдается Неправильно построенный кадр заметнее на неподвижной фотографии. Видеозапись же динамична. Последовательно просматривая отдельные кадры всегда можно найти среди них неравновесные, получившиеся при перемещении камеры или объекта. Однако в ходе просмотре фильма несоблюдение правил построения кадра становится заметным только если неправильно построенный кадр длится неоправданно долго. В ходе съемки неправильно построенный кадр исправляется сменой плана (приближением или удалением) или просто поворотом камеры.
Видеосъемка в различных ракурсах подразумевает изменение относительного расположения объекта (объектов) съемки и оператора. Смена ракурса достигается изменением точки съемки или перемещением объекта. Ракурс Съемка сверху подчеркивает слабость и растерянность… … а снизу – силу и значимость. Сменой ракурса можно усилить впечатление от снимаемой сцены или подчеркнуть какие-либо свойства или черты объекта.
Из материалов этого занятия следует, что удачно выбранные планы и ракурсы съемки ключевых эпизодов сюжета, а также правильно построенные кадры могут кардинальным образом изменить впечатление от последующего просмотра отснятого видео. Одно дело, если оператор один раз навел и включил камеру, запечатлев весь сюжет в одном плане, лишь слегка перемещая объектив, и совсем другое – попытка отследить и подчеркнуть основные моменты происходящего. Очевидно, что фильм, снятый со сменой планов, где отражена обстановка, в которой происходило действие и отдельно увеличены главные действующие лица и события, будет смотреться выигрышнее по сравнению с обычной сменой действующих лиц в одном и том же кадре, и окажет более глубокое эмоциональное воздействие. Забегая несколько вперед, следует отметить, что для того, чтобы правильно расставить акценты именно на ключевых событиях снимаемого сюжета, оператору необходимо постараться заранее определить их и спланировать свои действия – составить сценарий будущей съемки. Составлению сценария и будет посвящено наше следующее занятие. В качестве же практического задания к этому занятию, попробуйте поснимать друг друга в обычной обстановке – во время урока, перемены, игры и т.п. Затем просмотрите отснятый материал, отметьте, какие планы и кадры более удачно отражают суть происходящего, а какие не лишены недостатков. Подумайте, как отмеченные вами недостатки могли бы быть исправлены во время съемки. Заключение