Педагогический совет Проблема преемственности начального и среднего звена. Модель выпускника 4 класса.
План работы педсовета: 1.Объявление темы, целей и задач. 2.Сообщение «Проблема преемственности начального и среднего звена» (зам. директора по УВР Киселева О.В.) 3.Комментарии психолога: «Возрастные и психологические особенности школьников 4-5 классов. Социальная адаптация ребенка при переходе из 4 класса в среднее звено» (психолог – Валеева Г.В.). 4.Работа в творческих группах: а) разработка тактического плана действий по решению проблемы преемственности. б) разработка модели выпускника 4 класса. 5.Выступление на тему: «Современный урок математики. Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке». (Малышева Л.И., Дорохова А.Л.). 6.Практические советы: «Преемственность в обучении математике между начальной школы и 5 классом» (Грязнова Т.А. – руководитель ШМО, учитель математики). 7.Выставка и защита наглядных пособий. 8.Проект решения педсовета.
Сообщение: «Проблема преемственности начального и среднего звена». Формулировка проблемы: снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю у значительной части учащихся вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Формулировка цели и способы ее достижения: Добиться сохранения качественного уровня выполнения образовательного стандарта выпускниками начальных классов в средней школе за счет следующих функциональных действий: Введения активных методов обучения в начальной школе и использования различных педагогических технологий в средней школе; Расширения образовательного пространства и систематического взаимопосещения уроков в начальной школе и в 5 классах средней школы учителями 4 классов и учителями предметниками 5 классов.
Схема преемственности между начальной и средней школой. Вход в начальную школу. Основной процесс – обучение в начальной школе. Выход из начальной школы. Вход в среднюю школу. Основной процесс – обучение в средней школе (5 класс, 1-я четверть). Выход – результаты обучения в 1-ой четверти 5 класса.
Одной из причин возникновения рассматриваемой проблемы является неспособность учеников справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объемом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей- предметников.
Неполнота о выпускниках начальной школы Немотивированность учителей на изучение данных о выпускниках начальной школы Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах Несоответствие оценок реальным результатам обучения
Неподготовленно сть учителей к работе с детьми младшего школьного возраста Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения
Рассогласованность в содержании учебных курсов начальной и средней школы Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе
Рассогласованность в нормах выставления оценок в начальной школой или их отсутствие в средней школе Демотивированность учебной деятельности учащихся
Рассогласованность в сложности содержания образовательных программ Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5 классе
Снижение успеваемости учащихся 5 классов по сравнению с начальной школой обусловлено следующими причинами: Невладение методикой активизации обучения; Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы; Направленность содержания учебных пособий на репродуктивный характер деятельности учащихся; Преобладание вербальных методов обучения; Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе; Преобладание деятельности по образцу над творческой; Неспособность справляться самостоятельно с учебным содержанием курсов 5 класса.
Опросник «Чувства в школе»
Опросник «Отношение к учебным предметам»
Опросник «Черты идеального учителя»
Портрет выпускника начальной школы. Любознательный, активно познающий мир; Владеющий основами умения учиться; Любящий родной край и свою страну; Уважающий и принимающий ценности семьи и общества; Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий сказать свое мнение; Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Проект решения Изучить психологические возможности детей младшего подросткового возраста. Психологу школы разработать план занятий с учителями по данной теме. Сравнить содержание изучаемых предметов и согласовать основные программные темы, обеспечить условия для повторения учебного материала. Отразить эти вопросы в рабочих программах. Согласовывать методы и приемы обучения в 4 и 5 классах, обеспечить условия для более «мягкой» адаптации учащихся 5 классов к новым формам обучения. Для этого провести заседания школьных методических объединений учителей начальных классов и учителей- предметников, работающих в 5 классах, и рассмотреть данные вопросы, включая проведение и анализ открытых уроков. Повести анализ адаптационного периода, выявить трудности, возникающие у пятиклассников, и разработать мероприятия для их преодоления. Рассмотреть эти вопросы на научно-методическом совете.