Роль семьи в выявлении скрытых и развитии явных способностей детей Составила учитель МАОУ СОШ 4 Е. С. Прокопьева
Способности – индивидуально- психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.
Задатки могут быть врожденными Способности – результат развития задатков
Пути повышения уровня интеллектуальных способностей 1.Создание среды для развития одаренности в семье; 2.Формирование других психических свойств, повышающих интеллектуальную продуктивность; 3.Создание условий для развития коммуникативных способностей; 4.Создание такой семейной ситуации, в которой свойства, влияющие на повышение интеллектуальной продуктивности, могли бы проявиться
Поэтапное воздействие семьи на развитие способности детей 1-й детство 2-й младший школьный возраст 3-й средний школьный возраст 4-й старший школьный возраст
Детство Родители - проводники между познавательными потребностями ребенка и социумом Формируются: отношение к себе; отношение к окружающим; отношение к деятельности (игре, учебе, труду)
Младший школьный возраст Ознакомление с основными дисциплинами, с азами различных наук (математики, языков, литературы, письма) Роль родителей – всесторонняя помощь ребенку в освоении новых дисциплин, создание условий для развития мотивации к учебной деятельности (посещение кружков, секций и др)
Средний школьный возраст Проявление явных признаков одаренности Родители должны направить усилия для организации благоприятных условий для развития данных способностей. Они могут адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы одаренного ребенка Скрытая одаренность
Не замечается родителями и учителями Причины кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т. п.
Старший школьный возраст Самоопределение в профессиональной деятельности. Развитие скрытой одаренности. Роль родителей – своевременная поддержка в выборе профессиональной траектории с учетом его интересов и способностей. Формирование адекватной самооценки интеллектуальных возможностей позволяет ему правильно выбрать будущее.