Выполнила: Жердева К.К. Ученица 9 «Б» класса МОУСОШ 17 г. Карталы 2010г. Руководитель: Королёва Э.В.
1. Введение 2. Цели 3. История вышивки 4. Виды орнамента 5. Разновидность канвы 6. Виды пяльцев 7. Инструменты для вышивания 8. Методы вышивания 9. Список литературы 10. Заключение Содержание
Мои первые работы Введение Я давно увлекаюсь вышиванием, мне очень нравится этот вид рукоделия. И поэтому я выбрала тему «Вышивка крестом», чтобы больше узнать об истории возникновения вышивки, о разновидностях орнамента, предметах необходимых для качественной, красивой работы. Познакомиться с информацией о технике вышивания. И в итоге показать свою работу, которую я сделала своими руками.
1. Познакомиться с историей вышивания крестика. 2. Узнать подробнее о предметах для вышивания. 3. Научиться вышивать различными методами. 4. Выполнить творческую работу своими руками.
Вышивка - это рукоделие относится к эпохе первобытной культуры. Материалом служили: жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, также применяли и натуральный волос. Ею украшали обувь, одежду, жилище, конскую сбрую, предметы быта. Народная вышивка крестом была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства, тогда как городская вышивка крестом испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки.
К тринадцати – пятнадцати годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые подзоры, скатерти, полотенца, головные уборы. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство мастерства и трудолюбия невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых шерстяных и льняных тканей. Ее украшали не только вышивкой крестом, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца.
Возникнув в древности, искусство вышивки крестом на протяжении многих веков постоянно совершенствовалось. Человек, живший среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки - символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, к непонятным явлениям природы. Каждая линия, знак были полны понятного только ему смысла, были одним из средств общения.
Виды орнаментов Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность всегда сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру. Народные мастерицы создавали узоры, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
Геометрический Меандровый Растительный ЖивотныйПтичий Человекообразный
Ленточный орнамент Сетчатый орнамент Центрический орнамент
В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву: Канва обыкновенная 1. Aida (Аида): Самая известная марка такой канвы. На основе 100% хлопка. Плетение состоит из 4- х нитей в основе и 4-х в утке, две средние нити вверху, две крайние внизу. На этой канве хорошо видны места ввода и вывода иглы. Размер ячеек может быть различным и характеризуется количеством клеток в 1 дюйме (около 2.54 см), Используется для вышивания крестом, полукрестом, гобеленовым швом, счетной гладью.
Davos (Давоса) 100% хлопок, около 71 нити на 10 см. Полотно из многократно скрученных нитей, которые придают особую прочность изделию. Дает минимальную усадку и легко поддается глажению. Нити легко считаются и вытягиваются. На ней можно применять любую технику. Хорошо использовать для картин, скатертей, прихваток. ___________________________________________________________ Сульта 100% хлопок, около 87 клеток на 10 см. Хорошо подходит для скатертей, дорожек, салфеток, книжных обложек и т. д. По ней вышиваются простейшие мотивы.
Dublin (Дублин) « Лен-решетка», 100% льна, 100 нитей на 10 см. По этой канве можно выполнять изысканные, утонченные и элегантные мотивы. Очень подходит для фольклорных тем. ___________________________________________________________ Страмин Жесткая канва для вышивания гобеленов и ковровой техники. Плотное полотно для рукоделия из очень равномерных и устойчивых к разрыву волокон особый тип плетения и обработки. Две нити в основе и две в утке (по принципу одна нить сверху, одна снизу) образуют четкие открытые клетки. Используется для вышивания ковриков, подушек, гобеленов, сумок и т. д.
Лён Ткань для вышивки с равномерным переплетением нити. Такие ткани бывает разных размеров: от 22 (10 стежков на 1 см) до 36 (чем выше значение, тем мельче размер клеточек). По составу бывает, лён, хлопок и смешанные ткани. Такая ткань наилучшим образом подходит для вышивки гобеленов. Вышивка получается очень мелкая, изящная и создаёт эффект настоящей картины. Идеально подходит для вышивки салфеток, скатертей. _____________________________________________________________ Пластиковая канва Синтетическая сетка с отверстиями, нити которой плотно соединены между собой. Бывает разных размеров и оттенков, используется в основном для сувениров, открыток, ёлочных украшений, т.к. при обрезании контуров такая канва не имеет свойства "осыпаться" или распускаться.
Само слово "пяльцы" произошло от слова "пяло" (шест, доска для растяжки чего-либо, распорка) и обозначается в словаре В.Даля, как "женский рукодельный верстак: раму для впяленья ткани, по которой шьют, которую стегают". Отсюда, предположительно пошло и известное выражение "пялить глаза", то есть "стойко, упорно глядеть на что-то" ************************************************************************* Первые пяльцы были из упругого древесного прута, согнутого в кольцо, внутри которого при помощи веревки туго натягивали ткань. Они были похожи на барабан ("барабан" по-французски "тамбур", отсюда термин "тамбурный шов").
В Древней Греции на рубеже VI-V веков до н. э. стали пользоваться трапециевидными пяльцами, при работе их упирали в бедра. Уже в те времена были известны два способа вышивания: гладью и крестом. Состоятельные женщины занимались рукоделием для удовольствия. А рабыни вышивали изделия для продажи. ___________________________________________________________ Чаще всего пяльцы помогали туго натянуть ткань и сделать работу на высоком художественном уровне. В XIX веке самыми распространенными пяльцами были круглые разборные. Они состояли из внутреннего и внешнего колец с винтом для регулирования натяжения.
Встречались также прямоугольные пяльцы, глухие и разъемные, без ножек и на ножках. Круглые пяльцы использовали обычно для легких тканей, а прямоугольные для холста больших размеров и настенных панно, собираемых из отдельных фрагментов. Швея садилась на стул или скамью, ставила раму на колени, опирая ее верхний конец на стол, и вышивала. В первой половине XIX века, появились пяльцы более совершенной конструкции из дорогих пород древесины, таких, как карельская береза или красное дерево. Большие квадратные пяльцы в народе звали "круглыми" за ними было удобно работать сразу четырем мастерицам, причем строчильщицы подбирались с "одинаковой рукой", то есть опытные, хорошо владеющие искусством вышивания.
Самые простые пяльцы -два вставляющихся друг в друга кольца, между которыми зажимается ткань. Так как ткань должна быть хорошо натянута, разница в диаметрах колец очень невелика. Кольцо меньшего диаметра кладется на ровную поверхность, на нее кладется и разравнивается ткань, и сверху надевается второе кольцо. _________________________________________________________ Более современный вид пяльцев - стягивающего кольцо с двумя кольцами, с винтом для зажима, вставленном в большее кольцо.
Для вышивки крестом используются тупые иглы, т.к. острая игла может расщепить канву или уже вышитые крестики. Также отличительной особенностью вышивальных игл является широкое ушко, чтобы можно было без затруднений вдеть несколько ниток мулине. Иглы различаются по размерам, в зависимости от номера канвы берут и соответствующий номер иголки. Кроме обычных игл, существует – тип двусторонних иголок. Это длинные иглы с ушком посередине. Подходят для тех, кто вышивает на станке - это значительно убыстряет работу, а рука вышивальщицы не так устает, как при работе с обычной иглой.
Важен и эстетический момент. Заведите красивую игольницу, А еще лучше сделайте игольницу сами и украсьте ее вышивкой. Так хранить иглы гораздо удобней. Хорошая игла поможет вашей работе быть по достоинству оцененной на выставках вышивок!
Нитки для вышивания называются мулине. Они различаются между собой по составу. Каждому цвету и оттенку соответствует определенный номер ниток. Также существуют дорожные сумки для хранения мулине и схем, пластиковые файлы-раскладушки, в которые вставляются мулине, намотанные на палочки, и другие приспособления.
Ножницы конечно можно взять любые, но для распускания неправильно вышитых крестиков, лучше брать ножницы с острыми концами, т.к. ими легче подцеплять нитки. Во время вышивки пригодится и маркер. Маркеры бывают смываемыми и исчезающими. Исчезающим маркером помечают место на вышивке, а через некоторое время след от такого маркера исчезает. _________________________________________________________
Для хранения мулине во время вышивания и для того, чтобы держать все необходимые цвета наготове, используют органайзеры. Нитки при этом вынимают из упаковки и каждую вставляют в иголку, затем иголку с ниткой вставляют в специальное отверстие в органайзере и подписывают. ************************************************************************************* Магнитные и увеличивающие доски нужны для того, чтобы не запоминать то место на схеме, которое в данный момент вышивается. Схема кладется на магнитную доску, а сверху крепятся рейки, которые ставят на фрагмент схемы. Увеличивающая отличается тем, что в середину такой доски встроена лупа, которая увеличивает значки на схеме.
1. « Традиционный метод » - вы заканчиваете предыдущий крестик и начинаете следующий. 2. « Датский метод » - сначала вышиваете половину крестика и заканчиваете крестики по мере того, как возвращаетесь.
Интернет библиотека раздел « ВЫШИВКА КРЕСТОМ» Энциклопедия вышивания крестом С. Лорт, К. Гуглиельмацци
Итак, я узнала много интересного о истории вышивании крестом. Я познакомилась со многими видами канвы, научилась правильно и удобно хранить нитки, познакомилась с многовековой историей пяльцев и узнала о новых более современных, узнала что в зависимости от номера канвы берут и соответствующий номер иголки. Выполнила работу своими руками. Мне очень понравилась работа, которую я провела, я собираюсь узнавать об этой технике вышивания более новое и интересное!