Формирование готовности учителя к работе в новых условиях ( из опыта работы)
Смена роли учителя в образовательном процессе Смена ценностей образования Объединение обучения и образования Общественный договор Планируемые результаты
Перечень компетенций Критерием оценки деятельности учителя является количество четверок и пятерок Учитель пересматривает свою привычную роль
«Авторитет учителя поддерживается и усиливается благодаря проявлению им связанных между собой видов мастерства: Мастерства делания – он может сделать многое, но не все, и может сделать больше, объединяясь с другими; Мастерства учения- он умеет и знает не все. Но может найти информацию и чему-то научиться; Мастерства сотрудничества – он может умножать результаты путем с овместной работы с учениками и другими учителями». А.Л.Семенов
Задачи педагогов, решаемые в ходе реализации ООПНОО обеспечивать многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.); способствовать освоению обучающимися высших форм игровой деятельности и создать комфортные условия для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращения игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач; формировать учебную деятельность младших школьников (организовывать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организовывать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществлять функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам); создавать условия для продуктивной творческой деятельности ребенка ( совместно с учениками ставить творческие задачи и способствовать возникновению у детей их собственных замыслов); поддерживать детские инициативы и помогать в их осуществлении; обеспечивать презентацию и социальную оценку результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.; создавать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.
Проблемы формирования готовности Откуда взять таких педагогов? Как формировать готовность? Что является системообразующим фактором подготовки? Каковы эффективные способы работы с учителем сегодня?
Этапы работы: Диагностический: (разрабатывали критерии готовности, заполняли диагностические карты, посещая уроки- выступали в роли экспертов) По результатам диагностики выявились противоречия, трудности, конкретные запросы педагогов Кроме того, сам диагностический этап сильным мотивирующим фактором для саморазвития учителей.
Обработка результатов диагностики: Определение готовности педагогов к введению ФГОС на основе их самооценки(наиболее ярко отражает мотивационный и когнитивный компоненты готовности) Сравнительный анализ ответов экспертов и педагогов( наиболее ярко отражает уровень развития рефлексивных навыком педагогов) Разработана система выявления уровня готовности по тому или иному аспекту(5-3-1) Кроме того учитывается уровень адекватности самооценки, который определяется совпадением отметок учителя и эксперта..
Анализ ситуации Ресурсы Высокая квалификация педагогов- как результат методической работы гимназии Опыт работы по программам РО в течение 10 лет Ограничения Ротация кадров Постоянное обновление, связанное с введением стандарта
Цель работы – формирование готовности педагогов к работе по новым стандартам. Направления: Проектирование уроков и учебных занятий в совместной деятельности Работа учителя над программой саморазвития
1. Проектирование уроков – как эффективный способ формирования готовности учителя к работе с в новых условиях
2. Программа саморазвития педагога ??? Есть ли такой опыт у педагога? С нее начинается портфолио учителя. Разработан план создания(разработки)программы саморазвития.
Программа саморазвития педагога СрокиЭтапСодержаниеОжидаемый результат сентябрь Рефлексия педагогичес кой концепции учителя Формулировка ценностных установок учителя Характеристика используемых технологий Выделение педагогических принципов Разработка раздела программы «Педагогичес кая концепция»
СрокиЭтапСодержаниеОжидаемый результат о ктябрь Определение места педагогической системы учителя в образовательной системе гимназии Формулировка цели гимназии Характеристика степени соответствия ПС учителя ОС гимназии Определение степени соответствия ПС учителя требованиям ФГОС Раздел программы саморазвити я «Место ПС учителя в ОС гимназии ».
Проблемы и перспективы 1.Сохраняющаяся смена кадров 2.Ухудшение условий образовательной деятельности в связи оптимизацией образования 3.Отсутствие системы подготовки работы по новым стандартам в профессиональном образования 4.Отсутствие сопровождения в системе дополнительного профессионального образования.