Возможности полихудожественного образования в отдельно-взятой изостудии Центр детского творчества Матвеевское ЗАО М.С. Митрохина на примере дополнительного образования Москва. 2008
Научные лаборатории, специализирующиеся на эстетическом развитии, разрабатывают прекрасные комплексные программы, по которым работают не менее талантливые педагоги, открывая детям мир театра, музыки, изобразительного искусства и многого другого, обеспечивая их всестороннее развитие. Обычно это творческие объединения или студии, предлагающие комплекс услуг (театр, музыка, ИЗО, танец), объединенных общей образовательной программой. В таких объединениях работают несколько узкопрофильных педагогов.
Особенности дополнительного образования - реализация собственного познавательного интереса ребенка -добровольность посещения занятий, зачастую понимаемая как необязательность - текучесть учащихся в течение учебного года - разновозрастной и разноуровневый состав групп
У узкопрофильного педагога также есть возможность приобщить ученика к многогранному миру искусства, миру взаимодействия искусств в пределах отдельно взятой изостудии. Вместо традиционного курса ИЗО - прожить историю возникновения и развития искусства.
Форма занятий – игра. Мы играем в жителя какой либо эпохи. Все дети любят рисовать, лепить, конструировать. Но не у всех это получается, что отпугивает многих учеников от изобразительного творчества. На наших занятиях мы можем позволить себе компилировать, а попросту срисовать что-либо или поиграть, сочиняя закодированное письмо соседу в виде орнамента. Наша цель – через руки к знаниям.
Изучаемые эпохи рассматриваются в следующих аспектах: -Образ жизни и верования -Архитектура (храм, устройство жилища, организация окружающей среды) -Изобразительное творчество -Прикладное искусство -Образ жителя -Письменность
Начало игры – искусство первобытного мира Искусство детства человечества и детства отдельного человека близки по духу, они синкретичны, они вытекают из органической потребности, они естественны
В моей изостудии курс «История русского искусства» ( до петровских времен) начинается сразу после первобытного искусства. Надо сначала приобщиться к своим корням (что греха таить, большинство из нас оторвались от родных корней), научиться разбираться в особенностях родного искусства, и, только после этого, отправиться путешествовать в большой- большой мир.
Второй год обучения – это - древний Египет, где все подчинено подготовке к существованию в загробном мире -Месопотамия с доминантой войны - Греция с доминантой эстетической гармонии - рациональный древний Рим - Византия, куда уходит многими своими корнями наше русское искусство.
Третий год обучения охватывает период от Возрождения до современности Ученики еще чуть-чуть повзрослели, и часть практических заданий ( ведь ребенок не сможет повторить шедевр эпохи возрождения) можно заменить проектной деятельностью. Творческие практические задания на всех этапах обучения желательно сопровождать литературным рядом. Главный помощник педагога на уроке - компьютер
Особенности экспериментальной программы «История искусств своими руками»: -освоение материала в процессе уподобления жителю изучаемой эпохи позволяет «найти решение» исторической проблемы самому и отразить это в своем практическом творчестве -объединение нескольких видов изобразительной деятельности в процессе изучения истории искусства, - историческая канва позволяет проследить развитие изобразительного искусства от простейших первобытных навыков до наших дней -программа интегрирует предметы художественного и гуманитарного цикла -программа позволяет использовать компиляцию, что позволяет учащимся соблюдать историческую достоверность