Механизмы оценки деятельности образовательных организаций, их руководителей на основании показателей эффективности деятельности (на основании Приказа Министерства образования РК 1092 от г) Новые принципы работы образовательных организаций, гарантирующие повышение качества и эффективности оказываемых ими услуг (из Поручений Президента РФ от г. 1294)
Государственная политика в сфере образования Указы Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики (май 2011 года) Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на годы (Распоряжение Правительства РФ 2190-р, ) План мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» - «Дорожная карта» этих изменений (утверждена распоряжением правительства РФ от 30 декабря 2012 года 2620-р).Срок гг
Государственная политика в сфере образования Государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» (распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 года 2148-р) до 2020 года. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Постановление Правительства РФ «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» (286, г.) Приказы Министерства образования и науки РФ
Государственная политика в сфере образования в Республике Карелия План мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» в сфере образования Республики Карелия на годы (Распоряжение Правительства 224р-П от ) Муниципальные «дорожные карты» Проекты Государственной программы «Развитие образования в Республике Карелия» на период годы и Закона РК «Об образовании» Приказы Министерства образования РК
Ключевые понятия Оценка деятельности Эффективность деятельности организаций, их руководителей и работников
Оценка деятельности Деятельность направленная на повышение эффективности (согласно «дорожной карте») и качества образовательных услуг Оценка как управленческая функция учредителя (оценка эффективности деятельности организации и её руководителя) и руководителя организации (оценка эффективности деятельности персонала, направленная на повышение качества и эффективности образовательной услуги)
Оценка эффективности Эффективность –ресурсная результативность, эффективный – достигающий «цели-результата» Оценка эффективной деятельности - соотнесение достигнутого (фактического) результата – планируемому (целевому) результату
Функции оценки Административные: установление уровня эффективности по результатам применения механизма оценивания для принятие адекватных управленческих решений Познавательная, мотивирующая, стимулирующая функции – рост профессионализма, повышение эффективности деятельности, стимулирование деятельности («эффективный контракт»)
Характеристики оценки Простота и прозрачность (доступна для понимания оцениваемого) Адекватность (оценка точно выполняет свои функции): оцениваем результат деятельности, а не «личные качества» деятеля Результативность: оценка важна не сама по себе, а как руководство к деятельности Стимулирующий характер оценки: оценка определяет «цель-результат» последующего этапа деятельности, стимулирует достижение
Механизм оценки эффективности деятельности организации, руководителя и работника Оценка: индикаторы эффективности деятельности и методики оценки Мониторинг: отчетность по показателям деятельности Планирование деятельности: показатели деятельности
Механизм оценки: общая схема Ежегодное планирование деятельности (Что оцениваем?) Показатели деятельности и индикаторы эффективности профессиональной деятельности образовательных организаций, их руководителей и отдельных категорий работников (педагогических работников) (Чем измеряем ?) Мониторинг текущих и итоговых показателей эффективности (Как измеряем?) Методики оценки текущих и итоговых показателей эффективности (Как оцениваем?)
Показатели эффективности деятельности образовательных организаций, их руководителей и отдельных категорий работников (педагогических работников) Показатели эффективности делятся на базовые и дополнительные по направлениям деятельности «Образовательная деятельность», «Качество образовательной услуги», «эффективность управления, эффективность профессиональной деятельности» Показатели эффективности делятся Каждый показатель деятельности имеет наименование (что измеряется), индикатор эффективности (как измеряется эффективность деятельности) и критерий (какая деятельность отражается)
Показатели деятельности и индикаторы эффективности Базовые показатели для организаций определяют вклад организации в достижения показателей региональной и муниципальных «дорожных карт», качество и эффективность выполнения муниципальных (государственных) заданий на оказание образовательной услуги Дополнительные показатели – результаты деятельности организации, направленные на достижение базовых показателей
Фаза планирования деятельности: 1.Ежегодный муниципальный план действий по выполнению Плана мероприятий («дорожной карты») 2.Ежегодный план действий организации по выполнению муниципального задания по повышению качества и эффективности оказания образовательной услугиорганизации 3.Ежегодный план профессиональной деятельности руководителя организации 4.Ежегодный индивидуальный план профессиональной деятельности работника
Принципы планирования: Конкретные меры, направленные на повышение качества и эффективности: цели Система сбалансированных показателей деятельности - результаты: организация руководительработник
Нормативное закрепление Показатели эффективности организаций и их плановые значения закрепляются в государственных (муниципальных) заданиях, ежегодных планах действий Показатели эффективности руководителей организаций и их работников – в трудовых договорах (дополнительных соглашениях) – эффективным контрактом, ежегодным планом индивидуальной профессиональной деятельности
Мониторинг показателей Регламент мониторинга - показатели и их паспорта: единицы измерения, формула для расчета индикаторов, периодичность сбора, источник сбора информации Положение о регламенте мониторинга: для организаций и руководителей – постановлением органа местного самоуправления Для работников организации – коллективным договором, локальным актом организации
Методика оценки текущих и итоговых показателей Методика оценки утверждается постановлением; ОИВ, осуществляющего управление в сфере образования Учитывает динамику роста/снижения базовых и дополнительных показателей за отчетный период по сравнению с исходными по ежегодным планам действия, утверждает значения в баллах по диапазонам достижений каждого показателя, вычисляет комплексную оценку уровня эффективности каждой организации, их руководителей, работников организации
Выбираемые модели оценки: для организаций, руководителей, работников Модель 1. Комплексная оценка уровня эффективности Кi = 0,8Исрб+0,2Исрд (вариант 0,6Исрб+0,4Исрд) и др., Исрб – сводный индекс значения эффективности по базовым показателям Иnб, n – число базовых Исрд по дополнительным Икд, к –число дополнительных показателей.
Сводный индекс по каждому показателю Иn = 0,6Ист+ 0,4Исо Ист – индекс среднего темпа роста показателя Исо – индекс среднего объема каждого показателя эффективности деятельности организации; Ист= (Т-Тмин):(Тмакс-Тмин) Т, Тмин, Тмакс –среднее, минимальное и максимальное значение темпа роста показателя за отчетный и два предыдущих года (рассчитываются по специальным формулам)
Сводный индекс по каждому показателю Индекс среднего объема показателя эффективности Исо=(О-Омин):(Омакс-Омин) О, Омин, Омакс – среднее, минимальное и максимальное значение показателя эффективности за текущий и два предыдущих года деятельности Замечание: в случае отсутствия одного или нескольких показателей, присваивается нулевое значение
Результаты комплексной оценки По комплексной оценки уровня эффективности Кi, i – количество организаций данного типа осуществляется рейтингирование и шкалирование для кластеризации организаций по уровням достижения: 1) высокой степени эффективности; 2) средней степени 3) низкой степени 4)недопустимой степени
Модель оценки -2 Введение системы баллов по диапазонам изменений базовых и дополнительных показателей эффективности деятельности за отчетный период; отражает динамику их изменений. Если отношение Рк=(Пк/Пср)х100%>130% по к-му показателю эффективности Пк и Пср – его среднему значению за текущий и предыдущие два приода, то присваивается максимальное количество баллов (например, 5), если Рк=>120%, то 3 и т.д. Если Рк=100%, то 1 балл и, если Рк
Модель оценки 3 Комбинация 1 и 2 моделей Выбор методики оценивания закрепляется локальными актами: для организаций и руководителей – учредителем для работников – коллективным договором и работодателем
Результаты оценивания Публичные отчеты - самообследования образовательных организаций (используется в том числе и для независимой оценки) Текущие и итоговые Отчеты руководителей, педагогических работников, принятие решений о стимулировании, согласно заключенным эффективным контрактам
Административные решения на основе результатов оценки Разработка и принятие управленческих решений, направленных на повышение эффективности: 1)обобщение позитивного опыта и его распространение (кластер организаций высокого уровня эффективности) 2)Корректировка государственных (муниципальных) заданий по дополнительным показателям (целеуказание на эффективную деятельность), повышение роли учредителя 3)Внесение изменений в показатели эффективного контракта, в положения о распределении фонда стимулирования руководителей, педагогических работников
Задачи на вторую сессию 1.Алгоритм перехода на эффективный контракт на основании утвержденного механизма оценки эффективности деятельности 2.Модельные нормативные правовые акты на уровне муниципалитета и организации, регламентирующие внедрение механизма оценки, эффективный контракт 3.План действий на 2014 год
Задачи на секции руководителей Анализ и обсуждение показателей деятельности и индикаторов эффективности организаций, руководителей, педагогических работников Алгоритм деятельности руководителя, администрации по внедрению механизма оценки эффективности деятельности работников на основании показателей эффективности Вопросы, риски, замечания и предложения к «открытому микрофону» на заключительном заседании семинара