Методы работы с источниками информации Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться. А. Тоффлер.
Цель семинара направлена на то, чтобы освоить: -Приемы эффективной работы с текстом; -Подходы к структурированию текста; -Способы графической организации информации; -Методы организации работы обучающихся в режиме частичного и полного самообразования
Текст – это система. Как говорили древние: «Овладеть системой – значит овладеть ее структурой» Выделяют шесть структурных элементов, которые должны выделять обучающиеся в процессе текста: -Ключевые понятия -Факты, описания явлений -Идеи, законы, закономерности -Методы -Выводы -Примеры и метафоры
Ключевые понятия Термин «ключевое» - объясняет особую роль названного понятия по отношению к тексту, это понятие раскрывает смысл текста. Обучающимся с ключевыми понятиями могут быть предложены такие виды работ: -Обращение к словарю и составление собственной версии понятия, отличное от авторского -Составление собственного текста с данным понятием - Выбрать понятие из двух или нескольких трактовок и обосновать свой выбор - Увязать данное понятие в схеме взаимосвязей с другими понятиями
Факторы, описания явлений Текст содержит описание какого-либо явления. Задания обучающимся по описанию фактов могут включать: -Выделение признаков явления -Выделение этапов развития явления -Краткий или подробный пересказ явления -Выявление в явлении причинно-следственных связей -Указание времени возникновения явления -Построение алгоритма действия -Поиск материала по составлению характеристики явления
Идеи, законы, закономерности Любой текст опирается на совокупность некоторых теоретических утверждений, которые излагаются в виде проблем, идей, формулировок законов или закономерностей. Теоретические утверждения в тексте могут быть строго аргументированы, проиллюстрированы примерами, могут быть без аргументации.
Обучающиеся должны видеть в тексте способы аргументации, выделять теоретические положения. Среди самостоятельных заданий, учащимся может быть предложено: -Составление тезисов и антитезисов -Построение логических схем и конспектов
Тезис (гр. Thesis) – положение, истинность которого может быть доказана (подтверждена или опровергнута) или кратко сформулированные основные положения текста Тезис дает полное представление о сущности обсуждаемого положения Тезис можно утвердить или опровергнуть Опровергнуть тезис, то есть выдвинуть антитезис
Метод – способ познания, прием, способ или образ действия. При характеристике метода, при его выборе, важно ответить на вопросы: -К решению какого класса задач относится данный метод? -Какие аналогичные методы имеются? -В чем состоит сущность метода? -Какова последовательность действий при использовании метода? -Обладает ли метод алгоритмической природой? -Какие отклонения от метода снижают его эффект? -В каком случае можно судить об эффективной работе метода
В методическую копилку тьютора: -Метод критического мышления, в основе которого базовая модель трех этапов организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление» -Метод графической организации текста (кластер, оформление текста в таблицу: заполнение двойного дневника, «Знаю, хочу узнать, узнал» -Метод ТАСК - анализ ТАСК – это аббревиатура слов «тезис – анализ – синтез – ключ» -Метод составления планов -Метод конспектирования -Метод эссе
Выводы Выводы помогают еще раз зафиксировать в сознании содержание прочитанного На основе выводов могут быть предложены для выполнения следующие задания: -Раскрыть один из выводов -Сформулировать собственный вывод -Дополнить имеющиеся в тексте выводы собственными -В качестве выводов сформулировать вопросы, которые возникают при прочтении текста, но на которые прямых ответов в тексте не содержится
Примеры и метафоры (перенос)– обеспечивают адекватность восприятия текста, сохранение интереса к нему, достижение убедительности за счет красоты языка.