Формирование универсальных учебных действий у учащихся 1 классов
Что же такое Универсальные Учебные Действия? В широком смысле этот термин означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле - это совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В широком смысле этот термин означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле - это совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции УУД: Обеспечение возможностей школьника самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Обеспечение возможностей школьника самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному обучению; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному обучению; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальность учебных действий заключается в том, что они носят общеучебный (надпредметный, метапредметный) характер, обеспечивают целостность развития, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе любой деятельности учащихся, в том числе и внеурочной. Универсальность учебных действий заключается в том, что они носят общеучебный (надпредметный, метапредметный) характер, обеспечивают целостность развития, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе любой деятельности учащихся, в том числе и внеурочной.
Виды УУД: Личностные Личностные Регулятивные Регулятивные Познавательные Познавательные Коммуникативные Коммуникативные Все виды УУД взаимосвязаны и взаимозависимы. Все виды УУД взаимосвязаны и взаимозависимы.
Метапредметные УУД Остановимся на метапредметных УДД, Остановимся на метапредметных УДД, в состав которых входят регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия, т. к. их рассматривают в качестве результатов освоения основной образовательной программы по ФГОС. в состав которых входят регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия, т. к. их рассматривают в качестве результатов освоения основной образовательной программы по ФГОС.
Познавательные УУД Общеучебные (выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, добывание новых знаний из разных источников, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, смысловое чтение, моделирование) Общеучебные (выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, добывание новых знаний из разных источников, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, смысловое чтение, моделирование) Универсальные логические (сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение и др.) Универсальные логические (сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение и др.) Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, создание способов её решения) Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, создание способов её решения)
Планируемые результаты формирования познавательных УУД для 1 класса Планируемые результаты формирования познавательных УУД для 1 класса В 1 классе ребёнок должен научиться: В 1 классе ребёнок должен научиться: Ориентироваться в учебнике (на странице, развороте, в оглавлении) Ориентироваться в учебнике (на странице, развороте, в оглавлении) Отвечать на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Отвечать на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Отличать новое от уже известного Отличать новое от уже известного Находить информацию в учебнике Находить информацию в учебнике Сравнивать предметы, находить общее и различия Сравнивать предметы, находить общее и различия Группировать предметы по общему признаку Группировать предметы по общему признаку Находить закономерности в расположении фигур Находить закономерности в расположении фигур Подробно пересказывать небольшие тексты, определять их тему Подробно пересказывать небольшие тексты, определять их тему Составлять простой план небольшого текста- повествования Составлять простой план небольшого текста- повествования
Коммуникативные УУД Взаимодействие – учёт позиции партнёра Взаимодействие – учёт позиции партнёра Сотрудничество – согласование усилий по достижению общих целей Сотрудничество – согласование усилий по достижению общих целей Вербальные и невербальные средства общения – передача информации другим людям различными способами Вербальные и невербальные средства общения – передача информации другим людям различными способами
Планируемые результаты формирования коммуникативных УУД для 1 класса Планируемые результаты формирования коммуникативных УУД для 1 класса Участвовать в диалоге, беседе Участвовать в диалоге, беседе Отвечать на вопросы учителя и товарищей Отвечать на вопросы учителя и товарищей Слушать и понимать речь других людей Слушать и понимать речь других людей Оформлять свою мысль в устной и письменной речи Оформлять свою мысль в устной и письменной речи Выразительно читать и пересказывать Выразительно читать и пересказывать Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент Совместно договариваться о правилах общения и следовать им Совместно договариваться о правилах общения и следовать им Соблюдать нормы речевого этикета Соблюдать нормы речевого этикета
Регулятивные УУД (обеспечивают учащимся организацию своей учебной деятельности): Целеполагание (постановка учебной задачи) Целеполагание (постановка учебной задачи) Планирование (определение последовательности действий, составление плана) Планирование (определение последовательности действий, составление плана) Прогнозирование (предвосхищение результата) Прогнозирование (предвосхищение результата) Контроль (сличение результата с эталоном) Контроль (сличение результата с эталоном) Коррекция (внесение необходимых изменений, дополнений) Коррекция (внесение необходимых изменений, дополнений) Самооценка (осознание качества и уровня исполнения) Самооценка (осознание качества и уровня исполнения) Саморегуляция (способность к мобилизации сил, преодолению трудностей) Саморегуляция (способность к мобилизации сил, преодолению трудностей)
Планируемые результаты формирования регулятивных УУД для 1 класса В 1 классе ребёнок должен научиться: В 1 классе ребёнок должен научиться: Организовывать своё рабочее место под руководством учителя Организовывать своё рабочее место под руководством учителя Определять цель выполнения заданий под руководством учителя Определять цель выполнения заданий под руководством учителя Определять план выполнения заданий под руководством учителя Определять план выполнения заданий под руководством учителя Работать по предложенному плану Работать по предложенному плану Использовать простейшие приборы: линейку, угольник и т. д. Использовать простейшие приборы: линейку, угольник и т. д. Отличать верно выполненное задание от неверного Отличать верно выполненное задание от неверного Давать эмоциональную оценку деятельности класса и себя самого на уроке. Давать эмоциональную оценку деятельности класса и себя самого на уроке.
Методики формирования метапредметных УУД Регулятивные УУД Регулятивные УУД Анкетирование учащихся (сост. Н.Ю. Яшина) Анкетирование учащихся (сост. Н.Ю. Яшина) «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) «Волшебные узоры» (Г.А. Цукерман) «Волшебные узоры» (Г.А. Цукерман) «Изучение саморегуляции» (У.В. Ульенкова) «Изучение саморегуляции» (У.В. Ульенкова) Определение уровня волевой готовности Определение уровня волевой готовности Выкладывание узора из кубиков Выкладывание узора из кубиков
Познавательные УУД Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова) Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова) Проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка» Проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка» «Логические задачи» (А.З. Зак) «Логические задачи» (А.З. Зак) «Нахождение схем к задачам» (А.Н. Рябинкина) «Нахождение схем к задачам» (А.Н. Рябинкина) «Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия» (Ж. Пиаже, А. Шеминьска) «Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия» (Ж. Пиаже, А. Шеминьска) «Кодирование» (версия А.Ю. Панасюка) «Кодирование» (версия А.Ю. Панасюка) Диагностика особенностей развития поискового планирования» (Зак) Диагностика особенностей развития поискового планирования» (Зак) Диагностика универсального действия общего приёма решения задач» (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова) Диагностика универсального действия общего приёма решения задач» (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова)
Коммуникативные УУД «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже) «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже) «Кто прав?» (Г.А. Цукерман) «Кто прав?» (Г.А. Цукерман) «Рукавички» (Г.А. Цукерман) «Рукавички» (Г.А. Цукерман) «Дорога к дому» (вариант методики «Архитектор- строитель») «Дорога к дому» (вариант методики «Архитектор- строитель») «Решение ситуаций» (Р. Жиль) «Решение ситуаций» (Р. Жиль) «Ковёр» «Ковёр» «Сотрудничество в группе» «Сотрудничество в группе»
Литература Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пос. для учителя./ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пос. для учителя./ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, Артемьева, Л.В. Мониторинг универсальных учебных действий учащихся в начальной школе.//Управление качеством образования. – 2011, 5. Артемьева, Л.В. Мониторинг универсальных учебных действий учащихся в начальной школе.//Управление качеством образования. – 2011, 5. Ахметова, М.Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников. // Сибирский педагогический журнал, 2009, 3. Ахметова, М.Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников. // Сибирский педагогический журнал, 2009, 3. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных учебных действий в начальной школе. // Начальная школа, 2009, 5. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных учебных действий в начальной школе. // Начальная школа, 2009, 5. Литература Литература Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пос. для учителя./ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пос. для учителя./ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, Артемьева, Л.В. Мониторинг универсальных учебных действий учащихся в начальной школе.//Управление качеством образования. – 2011, 5. Артемьева, Л.В. Мониторинг универсальных учебных действий учащихся в начальной школе.//Управление качеством образования. – 2011, 5. Ахметова, М.Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников. // Сибирский педагогический журнал, 2009, 3. Ахметова, М.Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников. // Сибирский педагогический журнал, 2009, 3. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных учебных действий в начальной школе. // Начальная школа, 2009, 5. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных учебных действий в начальной школе. // Начальная школа, 2009, 5.