Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть - дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья - это ребенок, имеющий физические и ( или ) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. Для этих детей существует особая система специального образования. Категории детей с ограниченными возможностями здоровья : неслышащие и слабослышащие незрячие и слабовидящие ; с тяжелыми нарушениями речи ; с нарушениями функций опорно - двигательного аппарата ; умственно отсталые ; с выраженными ( глубокими ) нарушениями эмоционально - волевой сферы и поведения ; имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития ; со сложными недостатками.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в МОУ « Великомихайловская СОШ »
Количество детей - инвалидов, обучающихся на дому
Модель организации психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями адаптации к образовательной среде, находящихся на домашнем обучении при МОУ « Великомихайловская СОШ » систематическим отслеживанием психолого - педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения ; созданием социально - психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения ; созданием специальных социально - психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями
Идея психологического сопровождения : проектировать образовательную среду, исходя из общегуманистических представлений о необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка с учетом возрастных нормативов развития, основных новообразований возраста
Структура коррекционных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья по развитию психических процессов развитие крупной и мелкой моторики ; тактильно - двигательное восприятие ; кинестетическое и кинетическое развитие ; восприятие формы, величины, цвета ; развитие зрительное восприятия и зрительной памяти ; восприятие пространства ; восприятие времени.
Задачи оказания психологической помощи учащимся: Познакомить детей с особенностями и процедурой проведения занятий учителя и психолога для снижения тревожности и повышению интереса к занятиям; Познакомить детей с особенностями и процедурой проведения занятий учителя и психолога для снижения тревожности и повышению интереса к занятиям; Научить справляться с психологическими трудностями; Научить справляться с психологическими трудностями; Развивать умение адекватно оценивать свои возможности, планировать и распределять свое время; Развивать умение адекватно оценивать свои возможности, планировать и распределять свое время; Освоить на практике методы саморегуляции, снижения напряжения и самоподдержки; Освоить на практике методы саморегуляции, снижения напряжения и самоподдержки; Повысить самооценку учащихся, уверенность в себе и в положительном результате занятий. Повысить самооценку учащихся, уверенность в себе и в положительном результате занятий.
В программу сопровождения ребенка входят : определение актуального уровня развития ребенка ; выявление у ребенка возможных отклонений в психомоторном развитии ; контроль динамики развития ребенка ; подготовка пакета индивидуальных рекомендаций для дальнейшего психического развития ребенка.
Этапы составления индивидуальной программы психологического сопровождения ребенка - инвалида собеседование с родителями, изучение анамнеза развития ребёнка, первичное диагностическое исследование, обработка полученных данных, составление заключения, обсуждение проблемы на ПМПк составление общего заключения, рекомендации педагогам и родителям по сопровождению ребёнка.
В индивидуальную программу психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями к образовательной среде, обучающихся на дому, входят : результаты психологического обследования ; описание сильных и слабых сторон ребенка ; динамика коррекционного обучения за прошедший период ( при условии, если ребенок был на сопровождении у специалиста ); заключение ; рекомендации по итогам обследования ; набор заданий и игр, которые рассчитаны на зону ближайшего развития ребенка.
Организация коррекционных занятий Задания должны лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступными, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для учащихся.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах. Названные закономерности изучает психология. Следовательно, психология по отношению к социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями выступает как дисциплина, составляющая ее научную основу. Без учета закономерностей психического и личностного развития ребенка социально - реабилитационная деятельность будет представлять лишь свод правил и приемов, лишенных конкретного содержания.