Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ
Статус ФГОС определяется как нормативный документ непрямого действия демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно - общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения ;
Отличительные характеристики федерального компонента государственного стандарта начинаются с определения Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( далее – Стандарт ) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно – ориентированной развивающей модели массовой начальной школы
Концепция ФГОС В основе методологии стандарта лежит деятельностная парадигма образования, которой обусловлено, в частности, и новое понимание основного результата образования – индивидуальный прогресс в развитии основных сфер личностного развития через освоение универсальных и специфических для отдельных предметов способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижение на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций». Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего.последующего обучения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ( статус ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ( статус ) Является фундаментом всего последующего образования Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья Стандарт учитывает образовательные потребности одаренных детей Начальное общее образование входило в состав федерального компонента государственного стандарта общего образования Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка
Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования к структуре основной образовательной программы начального общего образования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. К уровню подготовки выпускников (знать/понимать, уметь, использовать приобретенные навыки и умения в практической деятельности и повседневной жизни) Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Соотношение инвариатной и вариативной части соотношение обязательной части основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 и части, формируемой участниками образовательного процесса (20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования). соотношение инвариантной - не более75% вариативной: региональный - не более 10% Школьный - не более 10%
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход: воспитание и развитие качеств личности усвоения универсальных учебных действий признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся и т.д. деятельностное, практическое содержание ЗУНы ОУУН
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования : Личностные Метапредметные (универсальные учебные действия - (познавательные, регулятивные и коммуникативные) Предметные ОУУН
Итоговая оценка Система оценки : модель обеспечения качества образования должна учитываться готовность ученика к решению учебно- практических и учебно- познавательных задач Внешняя и внутренняя составляющие : результаты промежуточной аттестации обучающихся результаты итоговых работ учебно-практические (ЗУНы, ОУУН)
Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования Образовательное учреждение разрабатывает свою образовательную программу начального общего образования на базе основной образовательной программы начального общего образования На основе примерных программы по предметам педагоги разрабатывают рабочие программы
новое Определена структура ООП, которая состоит из 9 разделов. Определены требования к разделам ООП содержит не только традиционные разделы (пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; но и такие разделы как: - программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; - программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; - программа коррекционной работы;
Учебный план начального общего образования Базисный образовательный план (БОП), который будет включать внеурочную деятельность. Уровень:базовый и повышенный Может быть несколько учебных планов Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения. Новая предметная область «Основы духовно- нравственной культуры народов России» Учебный план
Новое Определены требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Они представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.
- Участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся Включение обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; Обучение строиться на учебных ситуациях
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения – такого понятия в старых стандартах нет (ИКТ)\ –все уровни (учащиеся, педагоги, классные журналы, отчетность) Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования включает доступ к любым видам информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления (электронные библиотеки, ЭОР через Интернет – ресурсы) – требования к оснащению школьных библиотек