Организация образовательного пространства начальной школы
Задачи слушателей курса: Выделить предмет изменений в образовательном пространстве начальной школы. В схеме показать возможную организацию образовательного пространства (один компонент) начальной школы. Определить основные необходимые действия в собственной школе по созданию условий для введения ФГОС начального общего образования.
Образовательное пространство - система, включающая в себя следующие структурные элементы: совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами; особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда, стимулирующая развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида. (Виленский М. Я., Конев В. Я., Мещерякова Е. В., Слободчиков В. И., Шендрик И. Г.).
Образовательное пространство Урочная деятельность Внеурочная деятельность (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное направления) Внешкольная деятельность внешние педагогически (не)организованные среды: среда семейная, среда возрастного общения, массово- коммуникационная среда, среды свободной жизнедеятельности, неформального общения, среда просветительских учреждений
Компоненты модели образовательного пространства: Пространственный (организация жизненного пространства: архитектурно-эстетическая и т.д.) Содержательно-методический (основополагающая идея, концепции обучения и воспитания, программы обучения, структуры классов, …) Коммуникационно-организационный (роли и статусы субъектов, их цености и установки, объединения и группы, взаимодействия и связи,…)
Формат модели образовательного пространства Содержательное обоснование ( под какие задачи, на каких принципах строится, принципиально важные формы) Схема образовательного пространства (фокус моделирования) Конкретизация (описание каждого компонента) За счет чего удерживается целостность? Управление образовательным пространством (субъекты, формы, структура...)
Критерии моделей Дидактические: Целостность модели Структурированность модели Направленность на достижение планируемых результатов Соответствие социокультурной специфике школы Соответствие требованиям стандарта к условиям реализации образовательной программы
21. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей : высокое качество образования, доступность образования, открытость и привлекательность образования для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; комфорт по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Есть два принципиально разных пути: «совершенствование старого» и «строительство будущего».