Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
Контрольно-оценочная самостоятельность - ядро развития учебной самостоятельности ребенка в начальной школе.
ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
ФГОС «…входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать… …включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии)».
. Самоконтроль – это умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы, устранения обнаруженных пробелов. Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.
Этапы построения контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в оценке своих знаний и умений 1 этап основная задача научиться ребенку сопоставлять свои действия с заданным образцом 2 этап происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальным) контролем освоения способов деятельности. 3 этап учащиеся вместе с учителем выходят на полный цикл контроля и оценки
Важные принципы приемов обучения детей самооцениванию и взаимооцениванию. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов- эталонов, каждый ученик имеет право на собственное мнение, а дело взрослого - знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства. Самооценка и взаимооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда, когда есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика.. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий или конкретные результаты работы своего одноклассника. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично воспринимает ее, либо отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.
оценочная деятельность ( в 1-м классе закладывается два вида оценки) Ретроспективная оценка Рефлексивная оценка
Пошаговое формирование умения самооценки выбор урока (на котором можно ограничить предметный материал до минимума) выбор заданий по изученному материалу и ученика для первой демонстрации алгоритма самооценка по алгоритму всеми учениками выполнение самооценки по опорным сигналам выполнение самооценки без опорных сигналов.
Рефлексия эмоционального состояния Рефлексия деятельности
Спасибо за внимание