Степанова Лариса Александровна Заведующая библиотекой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 21» 2013 г.
Высказывания о книгах и чтении. «Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная» (А. Пушкин) «Читать всего совсем не нужно, читать нужно только то, что отвечает на возникшие в душе вопросы» (Л. Толстой) «Не бойся, что не знаешь, - бойся, что не учишься» Китайское изречение. « Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Выпускники начальной школы Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности. Осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. Сформируется потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Полюбят чтение художественных произведений; расширят кругозор; будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу; эмоционально отзываться на прочитанное
Поэтапная реализация задач приобщения к чтению Подготовительный этап Начальный этап Основной этап Заключительный этап Овладение техникой чтения; Самостоятельное чтение книг; сознательно воспринимать и воспроизводить тексты небольших литературных произведений; Формирование навыков читателя, умеющего самостоятельно читать доступные книги и другой печатный материал. Формирование у детей читательских предпочтений и интересов; желание действовать с книгой: рассматривать ее, листать, читать.
Значение и актуальность. Формирование интереса к чтению. Мотивированное чтение – обязательная основа литературы. Читателем человек становится или не становится в первое десятилетие жизни.
Определение ситуации успеха Ситуация успеха с педагогической точки зрения – это такое целенаправленное, организационное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле этот результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики школы и семьи. Поэтому ни в коем случае нельзя забывать и о семейном чтении.
Факторы, способствующие развитию интереса к чтению. Пример взрослых Книжное окружение ребёнка Методы работы с книгой Интерес к современным аудиовизуальным средствам
Потребности Усилия Действие Вознаграждение Удовлетворение Цикл развития интереса к чтению.
Мотивы чтения Побудительные причины. Читательская деятельность Осознанные поводы обращения к книге. Внутренние причины
Допускаемые ошибки. Ошибки Ранний контроль: «прочитайте то – то и столько к такому-то числу». Самостоятельный выбор книг для чтения. Отсутствие внеклассного чтения. Требование читать самостоятельно
Условия создания ситуации успеха. Непременные условия создания ситуации успеха Обсуждение прочитанного произведения Проигрывание эпизодов сказки Вознаграждение
Использование разнообразных творческих приемов -обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом или образами героев произведения; - создание рисунков по мотивам произведения или коллективных и индивидуальных поделок из природного материала; - создание собственных книг (например: написать сказку, оформить ее иллюстрациями) - активная работа с текстом по выявлению причинно – следственных связей: почему герой поступил так; как можно было бы поступить и т.д. - проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их. - проигрывание вариантов решения ситуаций, т.е. использование сказки как притчи – нравоучения.
Реклама книги
Заключение. Разнообразные творческие задания развивают познавательные способности каждого ребёнка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства. Выполнение подобных заданий создаёт творческую атмосферу, делает чтение незабываемым, вызывает больший интерес к призведениям, способствует проявлению инициативности и творческой самостоятельности школьников.
Спасибо за внимание!