Управление школой с позиции диалога Шлыкова Т.Д., директор школы
Управление – совокупность приборов, приспособлений, устройств, посредством которых управляется ход машины, механизма. Управление - стимулирование активности других людей. Управлять – направлять ход, движение кого- нибудь, чего-нибудь. Управлять – значит четко, критериально и зримо предвосхитить и реализовать требуемый тип педагогического процесса. Конечная управленческая истина проста: все организации существовали и существуют лишь по одной причине – чтобы помочь людям сделать то, что в одиночку каждому не под силу.
Диалог в управлении – это направление всех усилий на поиск ресурсов своих и других членов коллектива, необходимый для установления созидающих связей. О диалоге как содержании и методе управления следует говорить тогда, когда школа предстает как гуманитарная система.
Система - определенный порядок в расположении и связи действий, нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных, находящихся во взаимосвязи, частей. Система – противоположность хаосу.
Организация – система действий руководителя для выполнения поставленной задачи и достижения намеченной цели.
Администрирование - определенные действия руководителя для выполнения должностных и функциональных обязанностей членов коллектива с применением нормативно-правовой базы и распорядительных инструкций и приказов.
Менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития.
Законы управления с позиции диалога (С.В.Белова, к.п.н.) 1.Ориентация на приумножение ресурсов, а не на их разделение. 2. Любые распоряжения действуют с учетом системы договоренностей. 3. Те или иные обстоятельства – это не груз ответственности, а право быть лучшим в своем деле. 4. Энергетическим ядром гуманитарной системы является идея духовного родства людей, идея ценности каждого человека. 5. Система - это максимум необходимых внутренних связей и минимум необходимых внешних. 6. Прямые связи не превалируют над обратными.
Метод диалога предполагает: -Делегирование полномочий сверху вниз; -Демократический стиль руководства; -Систему четких договоренностей между участниками образовательного процесса; -Открытость целевых установок и прозрачность результатов; -Коллегиальное решение организационных проблем; -Создание команды, характеризуемой единством ценностных ориентиров.
Критерии диалогического подхода: 1.Организация пространства взаимодействия; 2.Налаживание демократического стиля взаимодействия, предполагающее уважительное отношение личностей друг к другу; 3.Согласование разных мнений, точек зрения, ценностей и смыслов; 4.Установление договоренностей между подсистемами; 5.Высокая степень открытости во взаимодействии с внешней средой; 6.Развитие среди членов коллектива умений самооценки и самоконтроля.
Три типа связей в управлении: Три типа связей в управлении: -Сильные разрушающие и задерживающие связи; -Слабые поверхностные, но не вызывающие серьезных изменений; -Созидающие, высвобождающие потенциальную энергию, побуждающую к саморазвитию, самоуправлению.
Законы жизни школы: Востребованность каждой личности независимо от ее вклада в общее дело, предоставление каждому возможности для участия в обсуждении проблемы развития своего коллектива, помощь в решении деловых и личностных проблем; Сотрудничество, школьные традиции, родившиеся в совместном проживании всех участников образовательного процесса; Освоение педагогами школы технологии личностно- развивающего диалога, создание системы непрерывной подготовки педагогов, способной обеспечить погружение учителей в систему профессиональной деятельности; Создание благоприятного психологического климата, эмоциональная поддержка, конструктивное решение конфликтов; Подключение педагогов к проектированию и планированию работы школы, развитие практики коллегиального критического обсуждения управленческих решений.
Спасибо за внимание!