Сопровождение обучающихся «группы риска» в учебно-воспитательном процессе Кондукова Н.В., социальный педагог МБОУ ООШ 4 города Белово
Дети «группы риска» Педагогически запущенные дети – здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие дети отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.
Дети «группы риска» Социально запущенные дети – отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искажённые ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках
Дети «группы риска» Социально незащищённые дети – дети, находящиеся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях. Социальная незащищённость возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезнь, отклонение в развитии, алкоголизм, наркомания), психологических (конфликтность отношений в группе, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп)
Дети «группы риска» Дети с девиантным поведением - это дети, совершающие поступки (действия) не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе
Дети «группы риска» Дети с делинквентным поведением – это дети, совершающие противоправные действия, психически готовые к правонарушению, с повторяющимися асоциальными поступками, отличающиеся сформированными отрицательно ориентированными личностными установками
Дети «группы риска» Дезадаптированные дети – это дети испытывающие несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, которое выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий обучающегося
Приёмы сопровождения обучающихся «группы риска»
Созидательные педагогические приёмы проявление доброты, внимания, заботы; просьба; поощрение (одобрение, похвала, доверие, удовлетворение определённых интересов и потребностей, выражение положительного отношения); «авансирование» личности – предоставление ребёнку определённого блага, высказывание положительного мнения о ребёнке, хотя он этого в настоящее время в полной мере ещё не заслуживает; обходное движение – защита ребёнка от обвинения коллектива; прощение; проявление огорчения
Приёмы, способствующие формированию у детей нравственного поведения убеждение (это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определённого поведения либо допустимости какого-то поступка); личный пример; доверие; моральная поддержка и укрепление веры в свои силы; вовлечение в интересную деятельность; нравственное упражнение
Приёмы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ребёнка опосредование (педагог достигает желаемых изменений в поведении обучающегося не прямым указанием как вести себя, а через какое-то промежуточное звено); фланговый подход (педагог, обнаружив проступок ребёнка, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые побуждают к хорошему поведению); Активизация сокровенных чувств ребёнка (создание обстоятельств, пробуждающих глубоко скрытые чувства, которые способствуют воспитанию благородных стремлений)
Прямые и косвенные тормозящие приёмы констатация поступка; необычный подарок; осуждение; наказание; приказание; предупреждение; возбуждение тревоги о предстоящем наказании; проявление возмущения
Вспомогательные приёмы организация внешней опоры правильного поведения; отказ от фиксирования отдельных поступков;