Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль – швейцарский профессор Никлаус Вирт. Программа на Паскале близка по своему виду и структуре к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке 1 PROGRAM VAR : ТИП список однотипных переменных ; ИМЯ ПРОГРАММЫ ; END. BEGIN ОПЕРАТОРЫ
Раздел описания переменных начинается со слова VAR (variables – переменные), за которым идет список имен однотипных переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существует два числовых типа величин: вещественный (REAL) и целый (INTEGER). Идентификаторы (имена) переменных составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом обязательно должна быть буква. 3 PROGRAM READ WRITE () :=:= ИМЯ ПРОГРАММЫ ; список ввода ; END. переменнаяарифметическое выражение BEGIN READLN( список ввода ) ; ; WRITELN () список вывода ; () VAR : REAL INTEGERсписок однотипных переменных ; :;
Раздел операторов – основная часть программы. Начало и конец раздела отмечаются служебными словами BEGIN (начало) и END (конец), которые являются операторными скобками. Между этими словами помещаются все команды алгоритма, записанные на языке Паскаль (операторы). Разделителем операторов является точка с запятой. Перед словом END точку с запятой можно не ставить. В самом конце программы ставится точка. 4 PROGRAM VAR : REAL INTEGER список однотипных переменных ; ИМЯ ПРОГРАММЫ ; список однотипных переменных :; READ WRITE () :=:= список ввода ; переменнаяарифметическое выражение READLN(список ввода) ; ; WRITELN ()список вывода ; () END. BEGIN
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору READ или READLN ( читать ). Оператор READLN отличается от READ только тем, что после ввода данных курсор перемещается в начало новой строки. При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя, который набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных они появляются на экране. В конце набора нажимается клавиша ВВОД (ENTER). 5 PROGRAM VAR : ТИП список однотипных переменных ; ИМЯ ПРОГРАММЫ ; END. BEGINОПЕРАТОРЫ PROGRAM VAR WRITE : REAL INTEGER список однотипных переменных ; :=:= ИМЯ ПРОГРАММЫ ; END. переменнаяарифметическое выражение BEGIN список однотипных переменных :; ; WRITELN () список вывода ; () READ()список ввода ; READLN(список ввода) ;
Вывод результатов происходит по WRITE или WRITELN ( писать ). Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения. Разница в выполнении операторов WRITE и WRITELN состоит в том, что после выполнения операции вывода по оператору WRITELN экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору WRITE этого не происходит. 8 PROGRAM VAR : REAL INTEGER список однотипных переменных ; :=:= ИМЯ ПРОГРАММЫ ; END. переменнаяарифметическое выражение BEGIN список однотипных переменных :; ; READ() список ввода ; READLN( список ввода ) ; WRITE WRITELN ()список вывода ; ()
Правила записи арифметических выражений 1.Арифметическое выражение записывается в строку 2.Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций 3.Нельзя опускать знак умножения между сомножителями 4.Используются только круглые скобки 5.Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам 7 Функции F (x) Приоритеты выполнения операций PROGRAM VAR : ТИП список однотипных переменных ; ИМЯ ПРОГРАММЫ ; END. BEGINОПЕРАТОРЫ Арифметические операции mod div / * - + SIN (x) COS (x) LN (x) SQR (x) SQRT (x) ABS (x) EXP (x) Sin x Cos x Ln x x 2 |x| e x x сложение вычитание умножение деление нацело Остаток от деления PROGRAM VAR READ WRITE : REAL INTEGER список однотипных переменных () ; ИМЯ ПРОГРАММЫ ; список ввода ; END. BEGIN список однотипных переменных :; READLN( список ввода ) ; WRITELN () список вывода ; () ( )F(x) * / + - div mod :=:= переменнаяарифметическое выражение ;
Арифметический оператор присваивания: слева - переменная, справа - арифметическое выражение, которое должно быть вычислено. Составной символ := читается как «присвоить». Сначала вычисляется арифметическое выражение, затем полученное значение присваивается переменной. Пример: A := SQR (x) + SIN (y) / (12*z + 5) Арифметическое выражение – это совокупность констант, переменных и функций, объединенных знаками арифметических действий и круглыми скобками. Результатом вычисления арифметического выражения является числовая величина. 6 Функции F (x) Приоритеты выполнения операций PROGRAM VAR : ТИП список однотипных переменных ; ИМЯ ПРОГРАММЫ ; END. BEGINОПЕРАТОРЫ Арифметические операции mod div / * - + SIN (x) COS (x) LN (x) SQR (x) SQRT (x) ABS (x) EXP (x) Sin x Cos x Ln x x 2 |x| e x x сложение вычитание умножение деление нацело Остаток от деления PROGRAM VAR READ WRITE : REAL INTEGER список однотипных переменных () ; ИМЯ ПРОГРАММЫ ; список ввода ; END. BEGIN список однотипных переменных :; READLN( список ввода ) ; WRITELN () список вывода ; () ( )F(x) * / + - div mod :=:= переменнаяарифметическое выражение ;
Запись на алгоритмическом языкеПрограмма на языке Паскаль алг Сумма цел a,b,c,d нач ввод a,b,c d := a+b+c вывод d кон Program Summ; Var a,b,c,d : integer; Begin read (a,b,c) ; d:=a+b+c ; write (d) End. Составить программу сложения трех целых чисел