Методы педагогического процесса - способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно- воспитательных задач. Методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится при ведущей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся. Методы организации учебно- познавательной деятельности Методы стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
Методы формирования сознания в целостном педагогическим процессе Рассказ Объяснение Беседа Лекция Учебные дискуссии и диспуты Работа с книгой Метод примера
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения Упражнения Приучение Воспитывающие ситуации Лабораторные опыты Инструктаж Наблюдение Иллюстрации и демонстрации Объяснительно-иллюстративный метод Репродуктивный метод Метод проблемного изложения Частично-поисковый метод (эвристический) Исследовательский метод
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников Соревнование Ситуации переживания успеха Познавательные игры и учебные дискуссии Поощрение Наказание
Методы контроля эффективности педагогического процесса Наблюдение Предварительный контроль Текущий контроль Тематический контроль Итоговый контроль Устный индивидуальный контроль Устный фронтальный контроль (опрос) Практический контроль Письменный контроль Машинный контроль Комбинированный или уплотнённый контроль Самоконтроль
Между различными методами существует органическая взаимосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определённого круга педагогических задач, но при этом косвенно способствует решению и других, но не в той мере, в какой эти другие задачи могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода, знания его сильный и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.