«Элементы модульной технологии при итоговом повторении в 9 классе» Подготовила Анисимова Л.Г., Учитель математики МОУ «СОШ 4»
«Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Дай мне действовать самому и я научусь» (Китайская мудрость)
Проблемы, с которыми сталкивается учитель при итоговом повторении - небольшой промежуток времени, за который необходимо повторить большой объем учебного материала; - разная степень обученности учащихся; - отсутствие некоторых учащихся на уроках по любой причине; - отмена уроков по разным причинам; - возможно и отсутствие учителя по разным причинам
Проблемы, с которыми сталкивается ученик на период окончания основной школы - проблемы подросткового возраста, связанные с их физиологией и психическим развитием; - необходимость решить вопрос о своей дальнейшей учебе; - на период повторения ученик продолжает изучать до 15 предметов, по 4 из которых он должен сдавать экзамен; - возможные пропуски уроков; - 4 четверть – почти всегда решающая для выставления итоговых оценок
Цели и задачи учителя Организовать итоговое повторение таким образом, чтобы учащиеся смогли закончить основную школу с наилучшими результатами и качественные показатели на экзамене были высокими - определить степень подготовленности класса к итоговой аттестации и каждого ученика в отдельности; - откорректировать знания учащихся; - осуществить психологическую подготовку учащихся к сдаче экзамена
Цикл уроков по модульной технологии 1. Лекция – введение в тему 2. Самостоятельная работа учащихся 3. Контроль
Лекция Лекция может занимать в младших классах полчаса, а в старших классах может и все три. На ней сначала повторяется все, что нужно из курса предмета и смежных курсов, затем прокладывается магистральная линия изучения нового материала, причем на самом доступном для понимания уровне, чтобы было понятно всем ученикам,- и слабеньким, и сильным…
Самостоятельная работа …та самая деятельность, ради которой мы и работаем с ученикам и. Алгоритмические предписания к этой деятельности выдаются на лекции. …та самая деятельность, ради которой мы и работаем с ученикам и. Алгоритмические предписания к этой деятельности выдаются на лекции.
Этапы работы по модульной технологии в рамках классно-урочной системы организации учебно-воспитательного процесса Подготовительный этап 1.Выявить теоретические основы модульного обучения 2.Составить тематическое планирование 3.Составить модульные программы Проверка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации Любая форма контроля, дающая много информации о качестве знаний учащихся Итоговое повторение с элементами модульной технологии Работа по модульным программам, согласно запланированной системе уроков Подведение итогов Определение эффективности работы по результатам экз. работы, анкетирования
Механизм составления модульных программ 1. Составление тематического и календарно-поурочного планирования 2. Составление и проработка целей по каждой модульной программе 3. Составление модульных программ
Составление тематического и календарного поурочного планирования * Весь учебный материал планируется таким образом, чтобы каждая модульная программа представляла законченный блок информации с целевой программой действий ученика * Постановка целей рассмотрения данной темы и в связи с этим модульной программы * Использовать метод укрупнения дидактических единиц * Продумать темы и реально-возможное количество часов для их повторения
Тематическое планирование итогового повторения в классах с углубленным изучением математики Функции и графики 3 часа Преобразование выражений. Индукция. Делимость 2 часа Последовательности прогрессии 2 часа Уравнения и их системы 4 часа Неравенства и их системы 4 часа Преобразование тригонометрических выражений 3 часа Задачи с параметрами 4 часа Обобщающее повторение 3 часа
Составление и проработка целей по каждой модульной программе 1 уровень – обязательный уровень 2 уровень – базовый уровень, т.е. учащийся может применять на практике полученные знания 3 уровень – «продвинутый» уровень, т.е. учащийся может применять знания в новой ситуации (перенос знаний)
Составление модульных программ Модульная программа – относительно цельный и логически завершенный элемент учебного курса (алгебры), как правило, соответствующий средней по объему теме Модульная программа – относительно цельный и логически завершенный элемент учебного курса (алгебры), как правило, соответствующий средней по объему теме Модуль включает в себя блок-модуль содержания учебного материала и блок- алгоритмическое предписание общеучебных и специальных умений и навыков учащихся Модуль включает в себя блок-модуль содержания учебного материала и блок- алгоритмическое предписание общеучебных и специальных умений и навыков учащихся
Принципы составления модульной программы * Реализация интегрированных целей всех модулей должны приводить к цели модульной программы * Реализованная обратная связь – основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний * Учебный и методический материал должны излагаться доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме
Форма подачи алгоритмизированных предписаний модуля УЭ Учебный материал с указанием заданий Советы учителя
Особенности модульной программы «Уравнения и их системы» - программа составлена для реализации целей 1 и 2 уровней; - программа составлена с избытком заданий с целью осуществления дифференцированного подхода; - задания «продвинутого» уровня предлагаются для разбора в классе; - домашнее задание отдельным учебным элементом не выделяется