Особенности организации и проведения элективных курсов на предпрофильной ступени обучения Из опыта работы учителей биологии, химии и экологии МОУ СОШ 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации к составлению программ элективных курсов.
Advertisements

Структура программы факультативного/элективного курса Титульный лист Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание изучаемого курса Информационное.
Ю.С.Шапакина, руководитель структурного подразделения перспективных образовательных технологий Учебно-методического центра Солнечногорск 2007.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС Программа элективного курса : требование по оформлению и содержанию.
Программа элективного курса И.В.Ларионова. Элективные курсы (курсы по выбору) обязательны для старшеклассников. Они входят наряду с базовыми и профильными.
Разработка программы элективного курса Методические рекомендации Муниципальное общеобразовательное учреждение ОСОШ 2 Зам. Директора по НМР Полетаева Е.А.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г р о Концепции модернизации российского образования на период.
ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Ю. Г. Петрученя, руководитель КММЦ, методист профильной сети Кировского района.
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ в системе профильного образования.
Объяснительная записка: Назначение программы и возможности курса для поддержки процессов саморазвития, самоопределения, самопознания. Цели учебной программы.
Программное обеспечение учебного процесса. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 В соответствии ст. 32 образовательное.
Как составить элективный курс Методические рекомендации.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ в системе профильного образования.
Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
Локальный акт Учебная рабочая программа выполняет следующие функции: - фиксирует содержание образования на уровне учебного предмета; - определяет.
Составление основной образовательной программы школы и рабочих программ по предметам.
Рабочая учебная программа по предмету Нормативно-правовое обеспечение – Закон РФ «Об образовании» В соответствии со ст. 32 образовательное учреждение разрабатывает.
Смысло-ориентированные предметы Эти предметы потенциально богаты содержанием, помогающим вписать личность в национальный и мировой культурный процесс,
Транксрипт:

Особенности организации и проведения элективных курсов на предпрофильной ступени обучения Из опыта работы учителей биологии, химии и экологии МОУ СОШ 3 г. Ртищево

Элективные курсы Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося Элективные курсы – обязательный образовательный компонент для всех учеников 9–11-х классов общеобразовательных школ, их выбирает каждый ученик на основе своих интересов и предпочтений

Цель элективных курсов Углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение

Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач: - способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности; - создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле; - познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности; - активизировать познавательную деятельность школьников; - повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

Количество и продолжительность элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся на территории Саратовской области продолжительность предпрофильного элективного курса: 8-12 часов

Содержание предпрофильных элективных курсов должно быть доступным для любого девятиклассника, а результат освоения курса будет зависеть от самого школьника. Содержательно элективные курсы могут далеко выходить за рамки школьных учебных предметов и не должны их дублировать. Желательно, чтобы элективные курсы предпрофильной подготовки, адресованные разным группам учащихся, содержательно опирались на государственный стандарт по предмету и не были перенасыщены новым материалом высокой сложности. Содержание элективных курсов

Методическая поддержка элективного курса Для проведения элективного курса учитель обязательно должен иметь методическое пособие и учебное пособие для учащихся. Методическое пособие должно содержать программу элективного курса с пояснительной запиской и списком литературы, подробное тематическое планирование, методические рекомендации к проведению занятий, описания практических и лабораторных работ, рекомендации по подготовке и оформлению проектных (зачетных) работ.

Программа элективных курсов основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.) В рамках элективных курсов большое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Это высшая форма дифференциации обучения, требующая специальной подготовки ученика и учителя. В данном случае учитель выступает как руководитель и консультант, а ученик (реже 2-3 ученика вместе) самостоятельно подготавливает и выполняет проект. Тематика проектов определяется личными предпочтениями ученика и учителя. Методы обучения

Журнал В школе заводится отдельный журнал для элективных курсов, в котором - записывается название элективного курса; - отмечается посещение занятий учащимися

Оценивание Предпрофильные элективные курсы не оцениваются. В ходе курса пополняется портфолио учащегося. Успешность работы заносится в рейтинг учащегося. (Положение о портфолио)

Домашнее задание Идеально - вообще не задавать домашних работ Учитель предлагает ученикам выполнить дома работу по своему пониманию и усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий выбирать можно любой Учитель в начале темы предлагает домашнее задание на разных уровнях: 1) тренировочный уровень – для учеников, желающих хорошо знать предмет и без особой трудности осваивать программу; 2) творческий уровень: - составить кроссворды, чайнворды, тематические сборники интересных фактов, примеров, задач и т.д. - разработать тематические плакаты, памятки, буклеты; - выполнить исследовательскую работу (проект)

Формы контроля собеседование, семинары-обсуждения, зачетные мероприятия, участие в круглых столах и ролевых играх, защита практических работ и проектов, участие в олимпиадах и интеллектуальных марафонах или конференциях, творческие работы, оформление портфолио.

Нормативно-правовая база МО Саратовской области Приказ 1560 от г. «Об учебно-методическом сопровождении регионального базисного учебного плана 2004 г.» Утверждение перечня программ и учебных материалов элективных курсов для предпрофильной подготовки и элективных учебных предметов для профильного обучения, рекомендуемых для использования в 2009/10 уч. г.

Элективные курсы: нерешенные вопросы прикладного характера 1. Способны ли элективные курсы снять проблему профильной и профессиональной ориентации? 2. Сколько курсов должен посетить ученик для успешной предпрофильной подготовки или полного освоения программы профильного обучения? 3. Как организовать занятия элективного курса, который выбрали 1–3 ученика? 4. Как выбрать или создать наиболее конкурентоспособный (среди множества других предметных курсов) элективный курс по биологии, химии, экологии ?

Практикум «Экспертиза предпрофильного элективного курса» Можно ли проводить авторский элективный курс? Каковы критерии оценки программ элективных курсов? Как правильно выбрать элективный курс?

Можно ли проводить авторский элективный курс? При разработке авторского курса «с нуля» или адаптации чужого курса, необходимо: 1) представить его к обсуждению на методическом объединении школы 2) МО школы ходатайствует перед методическим советом школы 3) ходатайство перед научно-методическим экспертным советом района. В приказе совета прописывается рекомендация к использованию в школе или в районе 4) ходатайство в региональный экспертный совет включение в список рекомендованных ЭК на территории области.

Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах. Мотивирующий потенциал программы. Программа имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения. Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями. Критерии оценки программ элективных курсов

Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи Методы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.) Критерии оценки программ элективных курсов

Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно- методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы. Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: - пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, -ожидаемых результатов обучения, -списка литературы. Критерии оценки программ элективных курсов

спасибо за внимание. Успехов в работе! Уважаемые коллеги,