Кондаков Александр Михайлович, руководитель проекта Проект « Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения » Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Ценностные идеалы демократического общества Социальная справедливость, равенство возможностей Благосостояние Безопасность Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Стратегические цели системы образования Обеспечение консолидации нации Обеспечение конкурентоспособности нации (личности, общества и государства) Обеспечение безопасности нации (личности, общества и государства) Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Ценностные ориентиры системы образования в стандарте Идеалы ценностей гражданского общества Патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур Ценности безопасности (личностной, социальной, государственной) Гражданская идентичность Национальное согласие по основным этапам становления и развития страны Семейные ценности Ценность человеческой жизни Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Содержательные ориентиры развития системы образования Информационно-коммуникационные системы Индустрия наносистем Живые системы Рациональное природопользование Энергетика и энергосбережение Безопасность и противодействие терроризму Перспективные вооружения и военная техника Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я Социокультурное взаимодействие в гражданском обществе
Ведущие функции стандарта Инструмент реализации целей образования в интересах личности, общества и государства Инструмент обеспечения социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации Инструмент реализации государственной политики в сфере образования Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Стандарт как общественный договор: ориентиры развития Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность Развитие Личностное Социальное Общекультурное …
Федеральный государственный образовательный стандарт включает требования к: 1. структуре основных образовательных программ, … 2. условиям реализации основных образовательных программ 3. результатам освоения основных образовательных программ Статья 7 Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
организация и содержание планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия реализуемые результаты К структуре образо- вательных программ К результатам освоения образовательных программ К условиям реализации образовательных программ Стандарт как совокупность трех систем требований
Требования к результатам освоения основных образовательных программ Базисный образовательный план Программы воспитания и социализации Концепция образователь ных областей Планируемые результаты обучения Универсаль ные учебные действия Примерные программы Фундаме нтальное ядро содержа ния Програм ма воспита ния Внеучебные Внешкольные УМК Т Базисный
Базисный план: учебный или образовательный? 1. Учебная нагрузка – по САНПиНам 2. Пятидневная и шестидневная неделя 3. Вариативный (региональный) компонент 4. Внеучебная работа – школьный компонент Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Базисный образовательный план. Начальное общее образование За счет указанных в базисном плане часов общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу воспитания и социализации учащихся Финансирование базисного образовательного плана осуществляется по строке «Всего к финансированию» Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Базисный образовательный план. Начальное общее образование 1 класс2 класс3 класс4 классвсего Инвариантный компонент Вариативный компонент Внеучебная работа (секции, кружки и др.) Всего к оплате (6- дневная учебная неделя) Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
БОП: внеучебная работа направления 1 класс2 класс3 класс4 классВсего спортивно- оздоровительное художественно- эстетическое образовательное патриотическое общественно- полезное проектная деятельность ИТОГО 10 40
Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации Начальное общее образование Вариант 1 Учебные предметыКоличество часов в неделюВсего IIIIIIIV Русский язык Литературное чтение Иностранный язык2226 Математика Окружающий мир22228 Музыка11114 Художественный труд22228 Физическая культура22228 Итого: Региональный компонент (6-дн. н.) Предельно допустимая (6-дн. н.) Региональный компонент (5-дн. н.) Предельно допустимая (5-дн. н.) Внеучебная работа10 40 Всего к оплате (5-дн. н.) Всего к оплате (6-дн. н.)
Что даст введение стандарта и системы его сопровождения политикам? Оценка состояния и тенденций развития систем образования различных уровней по приоритетным направлениям уровень сбалансированности потребностей уровень готовности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни уровень образованности и компетентности выпускников начальной, основной, средней школы состояние ресурсной обеспеченности системы образования Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Ориентиры и приоритеты в области отслеживания достижений целей образования (планируемых результатов) отбора содержания образования и организации образовательного процесса организации системы внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я Что даст введение стандарта и системы его сопровождения педагогам-практикам?
Ориентиры и приоритеты в области особенностей организации образовательного процесса и условий его осуществления требований к ожидаемым результатам обучения ученика, системы оценивания и аттестации организации системы непрерывного образования Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я Что даст введение стандарта и системы его сопровождения родителям?
Образовательный стандарт: разработки г.г. Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 1. Концепция образовательных стандартов 2. Проект Требований к структуре образовательных программ 3. Проект Требований к результатам освоения образовательных программ Общие требования к результатам образования Требования к результатам начального образования 4. Общие требования к условиям реализации образовательных программ
Образовательный стандарт: разработки г.г. Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я Нормативное сопровождение 1. Варианты базисного образовательного плана 2. Проект Фундаментального ядра содержания общего образования 3. Структура Программы развития универсальных учебных действий 4. Модель системы оценки результатов освоения основных образовательных программ
Образовательный стандарт: разработки г.г. Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я Нормативное сопровождение 5. Общие подходы к определению гигиенических требований к условиям реализации образовательного процесса 6. Модель требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса 7. Модель мониторинга ресурсного обеспечения образовательного процесса
Образовательный стандарт: разработки г.г. 1. Технологическая и информационно- методическая поддержка 2. Социологический мониторинг 3. Рекомендации по проектированию учебного процесса 4. Модель мониторинга динамики потребностей в общем образовании 5. Специализированный сайт Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Портрет будущего выпускника гражданина России Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Обсуждение Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Контакты Кондаков Александр Михайлович Телефон: (495) Факс: (495) Спасибо за внимание! Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я