Наглядные средства и их значение для повышения эффективности обучения слабовидящих учащихся
Значение наглядности при работе со слабовидящими детьми развитие мыслительных операций; развитие конструктивной деятельности учащихся; формирование материалистического мировоззрения; расширение кругозора школьника; развитие пространственного представления и обучение школьников практическим навыкам; формирование правильных, чётких представлений ученика с дефектами зрения, уточнение имеющихся представлений; развитие внимания и воображения; развитие бережного отношения к наглядному материалу;
Общие дидактические требования к изготовлению и оформлению наглядности для работы со слабовидящими детьми состоят в следующем: Наглядность должна направлять мысль школьника от конкретного к общему, от явления к сущности. В ней должны чётко выделяться существенные признаки предметов и явлений. При изготовлении наглядности следует подчеркнуть усиленный чёткий контур и контрастный фон. Выполняя пособия необходимо соблюдать цветовую гамму, облегчающую восприятие, используя зелёные, жёлтые, коричневые тона и оттенки. При использовании наглядности следует учитывать данные офтальмолога об остроте зрения и особенностях цветоощущения. Карточки для индивидуальной работы должны быть оптимальных размеров: 10*10, 20*30 см. Наглядность должна соответствовать нормам современной эстетики.
При работе с доской: Высота букв должна быть 10 см. Ширина букв - 8 см. Расстояние между буквами – 3 см. Расстояние между словами – 10 см. Расстояние между строчками – 15 см. Толщина букв – грань мела.
При сходящемся косоглазии, высокой близорукости, нистагме необходимо использование подставки. При расходящемся косоглазии – индивидуальная наглядность, книги расположены на столе.
Письменные принадлежности, используемые слабовидящими детьми должны отвечать следующим требованиям: Бумага матовая. Усиленная разлиновка в тетрадях. Поля 3 см. Чернила чёрные. Прямое письмо.