Гожан 2009 МОУ « Гожанская основная общеобразовательная школа Выполнили: Исламов Кирилл, Мерзляков Антон, Гиляурова Виктория. Руководитель: Кусаинова Екатерина Рафкатовна
Удмурты- коренной народ Приуралья. Происхождения названия народа – этноним,- вопрос сложный, а выводы ученых об этом противоречивы. По мнению большинства, самоназвание удмурт произошло от удмуртского названия р. Вятки- Вятка. На удмуртском языке « человека с р. Вятки» называют ватмурт. Основываясь на законах развития языка, лингвисты допускают переход слова ватмурт в отмурт, утмурт, удмурт. Первое датированное упоминание об удмуртах в верховьях р. Буй относится к 1673 г. Удмурты- коренной народ Приуралья. Происхождения названия народа – этноним,- вопрос сложный, а выводы ученых об этом противоречивы. По мнению большинства, самоназвание удмурт произошло от удмуртского названия р. Вятки- Вятка. На удмуртском языке « человека с р. Вятки» называют ватмурт. Основываясь на законах развития языка, лингвисты допускают переход слова ватмурт в отмурт, утмурт, удмурт. Первое датированное упоминание об удмуртах в верховьях р. Буй относится к 1673 г.
В удмуртских деревнях издавна господствовало срубное жилище такого же типа, как и у русских Прикамья, отличающееся только низким подпольем. Планировка и внутреннее членение жилища также имели сходство с русским домом. Как и северорусском доме, печь и передний угол располагались по диагонали. Под влиянием башкир в удмуртских домах вдоль стен появились нары и котел на боковой стороне печи- непременные принадлежности жилища многих тюркских народов.
Для женского нательного костюма характерна рубаха- дэрем- из белого холоста или синей пестряди, штаны, фартук, чулки. Перед выходом из дома женщины надевали кафтан- зыбын - для работы, по праздникам жилет-камзол- из яркой бухарской ткани с позументом. Основу мужского костюма составляла белая рубаха и штаны из синей пестряди, поверх которых надевали кафтан- шортдэрем- из белого холста.
Из блюд традиционной кухни были распространены супы – шыд- с мясом, кислым и пресным тестом, грибами, крупой, зеленью (щавель, крапива, сныть, борщевик). Обязательное обрядовое угощение- суп и жаркое из гуся. Свиное мясо в пищу не употреблялось. Часто варили каши из ячневой и гороховой крупы. По воспоминаниям старожилов, любимым лакомством были пироги с репой и конопляным семенем. Удмуртская кухня славилась хлебными изделиями. Выпекали ржаной и пшеничный хлеб-нянь, овсяные лепешки- табань, пшеничные блины с кашей и маслом- мульым, шаньги и пирожки с разной начинкой- куасам нянь. Многие семейные и годовые праздники не обходились без перепечей- ватрушек, начиненных мясом, капустой, грибами, рыбой.
Литература: Владыкин В.Е., Христолюбова Л. С., Этнография удмуртов. Ижевск, Владыкин В.Е., Христолюбова Л. С., Этнография удмуртов. Ижевск, Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX – XX вв. Екатеринбург, Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX – XX вв. Екатеринбург, Черных А.В. Буйские удмурты: Этнографический очерк. Пермь, Черных А.В. Буйские удмурты: Этнографический очерк. Пермь, 2001.