-сформировать у учащихся представление о быте и нравах древних славян; -сформировать у учащихся представление о быте и нравах древних славян;
- познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой, военным делом; - познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой, военным делом; - развивать устную речь, мышление, расширять кругозор; - развивать устную речь, мышление, расширять кругозор; - прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей. - прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.
1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. 1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. 2.Повторение изученного материала. 2.Повторение изученного материала. 3.Работа над новой темой урока. 3.Работа над новой темой урока. - повседневная жизнь земледельцев и горожан; - повседневная жизнь земледельцев и горожан; - военное дело; - военное дело; - жилище в Древней Руси; - жилище в Древней Руси; - одежда древних славян. - одежда древних славян. 4. Закрепление. 4. Закрепление. 5. Выставление оценок. 5. Выставление оценок.
Задание 1. Тест 1.Русские, украинцы, белорусы произошли от: 1.Русские, украинцы, белорусы произошли от: а) восточных славян; а) восточных славян; б) западных славян; б) западных славян; в) южных славян. в) южных славян. 2. Древние славяне жили: 2. Древние славяне жили: а) в одиночку; а) в одиночку; б) семьями; б) семьями; в) племенами. в) племенами. 3. Богом грома и молнии у древних славян был: 3. Богом грома и молнии у древних славян был: а) Зевс; а) Зевс; б) Перун; б) Перун; в) Марс. в) Марс.
Задание 2 Дайте определения понятиям: -Житие, -патриотизм, -миниатюра. -Житие, -патриотизм, -миниатюра.
Задание 3 Чем привлекала славян Византия?
Каково было влияние христианства на Древнерусскую культуру? Каково было влияние христианства на Древнерусскую культуру?
Кто такие славяне? Кто такие славяне?
Какие славянские племена вы знаете? Какие славянские племена вы знаете?
Задание 4 Кроссворд Кроссворд
Задание 5 Повторение понятий
. Большая часть населения Руси прошивала в сельской местности. Люди распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились. Часть населения Руси проживала в городах. Там проживали князья, княжеская дружина. Жили славяне большими семьями.
В городах князья с помощниками правили суд, управляли землями, принимали иностранных послов. Постепенно города на Руси стали расти, и становились торговыми и ремесленными центрами. Здесь сооружались храмы, жили и исполняли службы митрополиты и епископы, стояли крупные монастыри. По большим и малым городам Руси шумели торги.
Проверка Вашего внимания 1.Какие гончарные изделия вы могли увидеть на ярмарке? 2.Мехами, какие животных торговали купцы? 3.Из каких стран можно было встретить купцов на ярмарке?
Развлечением знати были охота и богатые дружинные пиры. Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная и псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища.
Большое место в жизни людей занимали различные военные дела. Профессиональными воинами были княжеские дружинники. Вооружены они были: копьями, мечами, саблями. Головы воинов защищали шишаки – остроконечные шлемы. Защитными средствами так же: щит, броня или кольчуга. Во время больших военных походов собиралось народное ополчение.
Члены войска - вои – вооружались попроще: лук, колчан со стрелами, нож, копьё либо тяжелый боевой топор. Князь Дружина Вои – народное ополчение Обоз
Чем вооружение княжеского дружинника отличалось от вооружения воя - народного ополченца? Чем вооружение княжеского дружинника отличалось от вооружения воя - народного ополченца?
Жилище ХоромыСрубыПолуземлянки У князей и бояр У горожан У крестьян Княжеские хоромы.
Зажиточные горожане жили в срубах, нередко двухэтажных. Первый этаж был хозяйственным, верхний – жилым. Здания состояли из нескольких комнат, в них были деревянные кровати, скамьи, столы, лари для одежды. Ремесленный люд обитал на городских окраинах в слободах, состоящих из рубленных деревянных изб или глинобитных домиков.
Крестьяне жили в небольших домах - полуземлянках. Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по- черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке.
В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели. Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду. Предметы интерьера жилого помещения, мебель.
Как вы считаете, почему в Древней Руси использовали в строительстве в основном, дерево? Как вы считаете, почему в Древней Руси использовали в строительстве в основном, дерево?
Главным элементом древнерусской мужской одежды были рубаха и порты. Так же они одевали зипуны, кожухи. У горожанок и крестьянок главной частью костюма была длинная холщевая рубашка и понева.
Сапоги из сафьяна Лапти. Кокошники. Украшения.
Чем отличалась жизнь сельских жителей от городских? Чем отличалась жизнь сельских жителей от городских? Расскажите о различных типах жилищ, существовавших в Древнерусском государстве. Расскажите о различных типах жилищ, существовавших в Древнерусском государстве. В чем заключались особенности древнерусской одежды. В чем заключались особенности древнерусской одежды.
Параграф 8 Параграф 8 Творческое задание (на выбор) Творческое задание (на выбор) 1.Составьте рассказ об одном дне жизни: князя, ремесленника, крестьянина. 1.Составьте рассказ об одном дне жизни: князя, ремесленника, крестьянина. 2.Нарисовать рисунок на тему: «Воин Древней Руси», «Ярмарка на Руси». 2.Нарисовать рисунок на тему: «Воин Древней Руси», «Ярмарка на Руси».
1.Какое настроение было у нас на уроке? 1.Какое настроение было у нас на уроке? 2.Вам было интересно на уроке? 2.Вам было интересно на уроке? 3. Справился ли ты с предложенными заданиями? 3. Справился ли ты с предложенными заданиями?