Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) ( )
Афанасий Афанасьевич Фет родился в имении Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Был внебрачным сыном помещика Шеншина и в четырнадцать лет по решению духовной консистории получил фамилию своей матери Шарлотты Фет, одновременно утратив право на дворянство. Впоследствии он добился потомственного дворянского звания и возвратил себе фамилию Шеншин, но литературное имя - Фет - осталось за ним навсегда.
Учился Фет на словесном факультете Московского университета, здесь он сблизился с Аполлоном Григорьевым и входил в кружок студентов, усиленно занимавшихся философией и поэзией. Еще студентом, в 1840 г., Фет издал первый сборник своих стихотворений - "Лирический Пантеон". В гг. он служил в армии
Весной 1849г. Фет писал другу детства И.П.Борисову:»Я встретил существо, которое люблю. Она для меня возможность счастья и примирения с гадкой действительностью.» Но расчётливый разум берёт верх над сердцем поэта. Через несколько месяцев последовал разрыв, Фет не женился на «бесприданнице». Мария Лазич глубоко переживала разрыв с любимым. Спустя некоторое время она сгорела в собственном доме.
Напрасно, дивная, смешавшися с толпою, Вдоль шумной улицы уныло я пойду; Судьба меня опять уж не сведет с тобою, И ярких глаз твоих нигде я не найду.
Позже Фет женился на немолодой и некрасивой М.П.Боткиной, взял огромное приданое, стал помещиком и на время отошёл от литературного творчества. Но счастлив он не был. Пришла пора снова вернуться в литературу.
Фет вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого "чистого искусства". Он утверждал, что красота - единственная цель художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета. Но в этой сравнительно узкой сфере талант его проявился с огромным блеском.
Фет обогатил русскую лирику новыми ритмами, интонациями, новыми приемами строфики. Он расширил возможности поэтического изображения действительности. Поэт большой эмоциональной силы, Фет особенно мастерски передавал нюансы чувств, смутные, беглые или едва зарождающиеся настроения. "Уменье уловить неуловимое" - так характеризовала критика эту черту его дарования.
Подобно Тютчеву, Фет одушевляет природу: лирическое чувство поэта словно бы проникает в окружающий мир, разливается в нем. Фет очень музыкален, его стих часто уже самим подбором звуков, инструментовкой создает у нас то или иное настроение. "Что не выскажешь словами, звуком на душу навей", - писал Фет. Пейзаж в стихах Фета необычайно тонок, он сияет чистыми и свежими красками.
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
По выражению С. Маршака, стихи Фета как бы "вошли в русскую природу, стали ее неотъемлемой частью". Вместе с тем некоторый субъективизм в восприятии мира уже прокладывал путь искусству русских символистов. Лирику Фета высоко ценили его современники - Некрасов, Чернышевский, Лев Толстой. Она оказала значительное влияние на творчество Александра Блока и других поэтов XX в. К поэзии Фета охотно обращались Чайковский и другие русские композиторы.