МОУ Молоковская СОШ Гражданско- патриотическое воспитание в школе
МОУ Молоковская средняя общеобразовательная школа одним из ключевых направлений воспитательной работы определила гражданско-патриотическое воспитание. На протяжении всего периода своего существования школа является уникальным учреждением в образовательном поле региона, т.к. сочетает учебный и воспитательный процесс. Умело выстроенный учебно-воспитательный процесс позволяет добиться достаточно высоких результатов, как в воспитании подрастающего поколения, так и в учебе. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Структурно-функциональная модель гражданско- патриотического воспитания в воспитательно- образовательном процессе Структурно-функциональная модель гражданско- патриотического воспитания в воспитательно- образовательном процессе Модель гражданско-патриотического воспитания предназначена для обучающихся 1-11 классов. Ее целью является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач: формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся; создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления; развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
Внешние и внутренние факторы, имеющие важное значение для повышения эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания : методически выверенное использование регионального компонента в содержании воспитания учащихся; соблюдение педагогического такта, меры в установлении взаимодействия личности и коллектива; применение достаточного разнообразия видов и организационных форм, позволяющих учащимся занять положение субъекта социальной деятельности; разработка технологии формирования опыта, направленного на достижение жизненного успеха; применение новых подходов к подготовке учителя; взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; создание в школьном сообществе демократической микрополитики, проводниками которой являются учителя, учащиеся и их родители, тренеры.
Условия успешной реализации гражданско- патриотического воспитания
Нормативно-правовые условия: Государственные программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы, Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы, утвержденные соответствующими Постановлениями Правительства РФ; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации; Федеральный закон от 13 марта 1995 г. 32-Ф3 О днях воинской славы (победных днях) России (с изменениями от 22 августа 2004 г.); письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г /13 О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении; Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г /16 О рекомендациях Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации; Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г /13 О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации и др. Письмо Министерства образования РФ от г Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ. Письмо Министерства образования РФ от г /13 О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. Письмо Министерства образования РФ от г. 90/30-16 О направлении обобщенных материалов по итогам проведения Всероссийского родительского собрания и методических рекомендаций о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.
Психолого- педагогические условия: обеспечение педагогической целостности воспитательно-образовательного процесса; осуществление научно обоснованной педагогической позиции общей цели и конкретных частных задач воспитательно- образовательного процесса; обязательный постоянный контроль, оценка и по необходимости коррекция результатов.
Организационные условия: ликвидация правовой безграмотности субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством подачи информации о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права, о личных правах и свободах гражданина; профилактика противоправного поведения; создание условий для самореализации каждого ученика; актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного сообщества; развитие лидерских качеств и привлечение членов школьного совета старшеклассников к решению социально значимых проблем; сотрудничество с социумом; включение школьников в реальные социально значимые дела.
Кадровые условия: развитие профессиональной компетентности учителя, целью которой является позитивное преобразование профессиональной позиции педагога как воспитателя в области гражданско- патриотического воспитания. обеспечение педагогами комфортных условий для школьников в учебной работе; создание условий для развития способностей педагога, его профессиональной деятельности, самосовершенствования.
Методическое обеспечение: обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу; повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей в области гражданско- патриотического воспитания; обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами гражданско-патриотического воспитания; работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Материально-технические условия:
Организация гражданско-патриотического воспитания в школе – сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его. Важной стороной организации гражданско-патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную. ориентация всей педагогической деятельности на создание условий для самореализации личности школьников и учителей; обеспечение взаимосвязи воспитания школьников, совершенствование сотрудничества родителей, тренеров, школьников, педагогов и администрации, развитие их творческих способностей; формирование готовности, стремления и умения школьников реализовать свои намерения в разных видах деятельности и социально-ролевых позициях.
1 сентября -День Знаний
День здоровья
День Учителя
Конкурсы рисунков и плакатов
Новогодние праздники
Участие в районных мероприятиях
День защитника Отечества
«Сударыня Масленица»
День «8 Марта»
Экскурсии и поездки
9 Мая – День Победы
Праздник «Последнего звонка»
Поделки - сделанные руками учащихся
Благодарим за внимание!!!