За пределами нормы За пределами нормы
Что такое девиантное поведение ? Девиантное или «отклоняющееся» (deviatio – по латински «отклонение»)
Употребление термина представителями разных наук В психологии и педагогике (поступки и действия человека, не соответствующие нормам данного общества). В социологии и правоведении (социальное явление, которое выражается в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих общественным нормам). В психиатрии (предболезненное состояние личности, как расстройство поведения, не достигшее в силу различных причин патологии, имеющейся при психических расстройствах и заболеваниях)
Определение Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социально-психологической дезадаптацией
Дополнительные признаки девиантного поведения: всегда имеет разрушительный характер; является стойко повторяющимся - многократным и длительным; согласуется с общей направленностью личности (т.е. предсказуемо и и проявляется в повседневной жизни); рассматривается в пределах медицинской нормы; имеет индивидуальное и половозрастное своеобразие; сопровождается различными проявлениями социально-психологической дезадаптации
Формы негативной оценки девиантного поведения Общественное суждение; Социальные меры (в крайних проявлениях – даже уголовное наказание).
Ключевое понятие для определения девиантного поведения Социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений
Виды социальных норм Духовно-нравственные (традиции, обычаи, заповеди); Морально-этические (предписания определенной социальной группы в отношении её членов); Правовые (свод законов); Организационно-профессиональные (должностные инструкции, правила внутреннего распорядка); Эстетические (представление о красивом в данном обществе в данное время).
Виды девиантного поведения (психолог Е.В. Змановская) Антисоциальное (делинквентное) (противоречащее правовым нормам, угрожающее общественному порядку и благополучию); Асоциальное (угрожающее благополучию межличностных отношении); Аутодеструктивное (саморазрушающее) (различные зависимости, суицидное поведение) Дополнительные: - комформистское (ориентировано на внешние авторитеты); - нарциссическое (управляемое чувством собственной грандиозности); - фанатическое (слепая приверженность какой-либо идее).
Виды девиантного поведения (отечественный ученый В.Д. Менделевич в его классификации – отношение человека к окружающей реальности) Приспособление к реальности (равновесие между ценностями, личностью, обществом); Противодействие реальности (криминальное и предкриминальное поведение); Болезненное противостояние реальности (окружающий мир воспринимается как враждебный) Уход от реальности (трудоголизм, игромания, уход в себя, черезмерная общительность); Игнорирование реальности (существуют само по себе).
Причины возникновения Биологические (родовые травмы, черепно-мозговые травмы, внутриутробные и ранние интоксикации и т.д.) Личностные особенности (нарушения самооценки, тревожность, нервозность, внушаемость и т.д.) Семейные (нарушение детско-родительских или супружеских взаимоотношений) Социальные (низкий статус подростка, принадлежность к девиантной субкультуре, негативное влияние СМИ и т.д.)
Работа с подростками Информирование Программы формирования жизненных навыков и личного роста Обучение противостоянию негативным социальным влияниям Альтернативная деятельности Укрепление здоровья Программы психологической коррекции эмоциональных нарушений Семейная профилактика девиантного поведения Коррекционно-развивающие программы Создание сети социальной поддержки подростков и их родителей
Вывод: Глубокие познания в области психологии девиантности, умение видеть «ресурсы» и сильные стороны «трудного подростка, вера в возможность изменений в лучшую сторону, терпение и педагогический такт – лучшие помощники педагога»