САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
С. не дается человеку от рождения. Она формируется по мере взросления детей, и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Уже на шестом месяце жизни малыш пытается достать игрушку, садится, ложится. К концу первого года жизни поддерживает равновесие своего тела, стоит, ходит, осуществляет целенаправленные действия. Уже в этом пробуждается стремление к самостоятельности. А на третьем году жизни родители то и дело слышат: «Я сам!» Ребенок сопротивляемся, если его силой пытаются одеть или накормить. Он стремится проявить самостоятельность по собственной инициативе, нередко вопреки желаниям родителей. Наступает кризис 3 лет. Многие отцы и матери в этот период испытывают трудности в общении со своими детьми, обнаруживают у них упрямство, негативизм. Все это результат неудержимого стремления ребенка к С, к использованию своих возросших возможностей. И родителям очень важно учитывать это, менять методы воспитания ребенка, уважать его независимость, поддерживать стремления, поощрять и тактично направлять его самостоятельные действия
Значительный рубеж в развитии С. начало обучения ребенка в школе. У младших школьников становление С. протекает сравнительно спокойно, без скачков. О С. школьников среднего возраста можно уже говорить как о качестве личности. Подростки с высоким уровнем С. дисциплинированны, прилежны, трудолюбивы, учатся в полную меру своих возможностей, с интересом участвуют в домашних и коллективных делах, имеют постоянные поручения в семье, часто советуются с родителями о своих делах, берегут общественное и личное имущество. Им уже присуща С. мышления. Они умеют правильно поставить цель, осознают ее общественную значимость и ответственность за выполнение, представляют пути и средства ее достижения, стремятся при этом обходиться без посторонней помощи
К сожалению, только каждый пятый подросток обладает таким уровнем развития С. У остальных подростков это качество проявляется ситуативно или развиты только отдельные его элементы. Это результат массовой педагогической болезни современных родителей, которую психологи называют гиперопекой. Жизнь в условиях перестройки и ускорения социально- экономического развития страны требует, чтобы отцы и матери преодолели эту ошибку, учитывали возросшие возможности детей, включали их в активную общественно полезную деятельность К сожалению, только каждый пятый подросток обладает таким уровнем развития С. У остальных подростков это качество проявляется ситуативно или развиты только отдельные его элементы. Это результат массовой педагогической болезни современных родителей, которую психологи называют гиперопекой. Жизнь в условиях перестройки и ускорения социально- экономического развития страны требует, чтобы отцы и матери преодолели эту ошибку, учитывали возросшие возможности детей, включали их в активную общественно полезную деятельность