Этапы организации профильного обучения и предпрофильной подготовки ЭтапСрокиСодержание I уч.г. - диагностика индивидуальных различий учащихся, - обучение педагогических кадров, - создание элективных курсов, - изучение передового опыта, - использование дифференцированного подхода на уроке, - усиление внеклассной деятельности по предмету II уч.г. - введение курсов по выбору, - создание групп КРО, - диагностика по определению учебного профиля III уч.г. - введение профильного обучения IV уч.г. анализ эффективности работы педагогического коллектива по организации профильного обучения
Предпрофильная подготовка Цели: формирование у учащихся основной школы готовности к профильному обучению Задачи: 1) повышение качества знаний учащихся; 2) создание разнообразной образовательной среды; 3) организация деятельности по выбору (кружки, факультативы, элективные курсы, клубы, научное общество учащихся); 4) создание ситуаций выбора на уроке и во внеклассной деятельности; 5) воспитание трудолюбия, волевых качеств; 6) организация профориентационной работы.
Профильное обучение Цель: подготовка старшеклассников к профессиональному самоопределению. Задачи: 1) повышение качества знаний учащихся старших классов; 2) развитие интересов, склонностей и способностей учащихся; 3) создание условий для формирования опыта творчества в избранном профиле с целью профессионального самоопределения.
Научно-методическая работа Личностно-ориентиро ванное обучение с дифференциро ванным подходом Внеклассная работа по предмету Профориентация Личностно ориентированное обучение Проективная деятельность Информационные технологии Работа с одаренными Расширение кругозора, развитие познавательных интересов Занятия по выбору КРО
Элективные курсы 9 класс Предметные и межпредметные курсы Профориентационные курсы Познавательные курсы Технологические курсы Творческие курсы «Здоровье»
«Ярмарка элективных курсов»
Научное общество учащихся «Science - клуб» Цель: развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Задачи НОУ: диагностика одаренности детей и подростков; раннее раскрытие интересов и склонностей к научно-поисковой деятельности; воспитание активной гражданской позиции.
Коррекционно-развивающее обучение Структура занятий КРО Формирование готовности к работе над темой Основная часть Заключительная часть 1.Физическая 2.Коммуникативная 3. Анализаторная а)зрительного б)слухового 4. Интеллектуальная Изучение темы. 1. Мотивационная готовность 2. Наглядность 3. Коммуникативность 1. Индивидуальные или дифференцированные задания 2. Итоги работы 3. Характеристика работы каждого ученика 4. Оценка работы всей группы 5. Задание на дом
Показатели готовности учащихся к выбору учебного профиля: - устойчивые локальные интересы к избранной научной области или к виду деятельности; - специальные способности; - склонности (предрасположенность) к работе с определенным научно – предметным материалом; - опыт творческой деятельности в определенной области науки или искусства; - широта кругозора учащихся.
Цели предпрофильной подготовки 1) повышение качества общеобразовательной подготовки учащихся базовой школы; 2) создание интеллектуального фона в школе; 3) преодоление проблем учащихся в учебно- познавательной деятельности (постановка цели, планирование деятельности, ее выполнение, контроль и оценка); 4) формирование учебного профиля.
Модель предпрофильной подготовки (начальная школа) Урок Формирование УПД Личностно-ориентированное обучение Дифференциро- Коммуникативный ванный подход процесс (парная и групповая работа, дискуссионные формы работы) Формы внеклассной работы Создание разнообразной среды с ситуациями выбора Занятия по выбору Внеклассные мероприятия кружки: по предметам - предметные - художественные - викторины - музыкальные - экскурсии - спортивные - праздники - народные ремесла Группы КРО Преодоление проблем учащихся 2 кл. 3 кл. 4 кл.
Модель предпрофильной подготовки (основная школа) Урок Группы КРО Преодоление проблем учащихся Формы внеклассной работы Создание разнообразной среды с ситуациями выбора Занятия по выбору Внеклассные мероприятия по предметам - факультативы - элективные курсы - кружки - недели науки - олимпиады - пресс-центр -краеведческая работа Урок Формирование учебного профиля Личностно-ориентированное обучение Диффе- Коммуни- Межпред- Активные ренциро- кативный метные формы ванный процесс связи проведения подход (парная и занятий групповая (межпред- работа, метные дикуссион- уроки, ные формы) творческие практику- мы и др.) 5 кл. 6 кл. 7 кл
Урок Формирование УПД Личностно-ориентированное обучение Дифференциро- Коммуникативный ванный подход процесс (парная и групповая работа, дискуссионные формы работы) Формы внеклассной работы Создание разнообразной среды с ситуациями выбора Занятия по выбору Внеклассные мероприятия кружки: по предметам - предметные - художественные - викторины - музыкальные - экскурсии - спортивные - праздники - народные ремесла 2 кл. 3 кл. 4 кл. Урок Группы КРО Преодоление проблем учащихся Формы внеклассной работы Создание разнообразной среды с ситуациями выбора Занятия по выбору Внеклассные мероприятия по предметам - факультативы - элективные курсы - кружки - недели науки - олимпиады - пресс-центр -краеведческая работа Урок Формирование учебного профиля Личностно-ориентированное обучение Диффе- Коммуни- Межпред- Активные ренциро- кативный метные формы ванный процесс связи проведения подход (парная и занятий групповая (межпред- работа, метные дикуссион- уроки, ные формы) творческие практику- мы и др.) 5 кл. 6 кл. 7 кл Группы КРО Преодоление проблем учащихся
Профориентационная работа ИНФОРМАЦИОННОЕПСИХОЛОГИЧЕСКОЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ (направления) Знакомство с профессией Учебные заведения Требования человека к профессиям Знакомство с рынком труда Влияние здоровья на выбор профессии Расширение представлений о своих склонностях, способностях, интересах Соотнесение своих возможностей с требованиями будущей профессии Развитие рефлексии Исследовательская работа(проба сил) Выстраивание своей образовательной траектории