Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва мая 2009 года
Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва мая 2009 года Основная образовательная программа вуза ФГОС ВПО Примерная ООП Региональный рынок труда Т Р Е Б О В А Н И Я Научно-педагогическая школа вуза Т Р А Д И Ц И И Д О С Т И Ж Е Н И Я
Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва мая 2009 года Основная образовательная программа вуза Учебный план Рабочие программы дисциплин Программы учебной и производственной практик Календарный учебный график Материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки Методические материалы для реализации образовательной технологии
Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва мая 2009 года Мягкая норма Жесткая норма Международные стандарты ФГОС ВПО Примерная ООП ВПО Вузовская ООП ВПО Рабочая программа дисциплины
Принципиальная особенность рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе основной образовательной программы, реализующей ФГОС ВПО, состоит в их компетентностной ориентации. Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва мая 2009 года
Компетентностный подход – подход, который акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях
Методические материалы 1. Модели нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ ВПО.-М.: Московский государственный горный университет, Проектирование компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно- методических советов высшей школы, Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва мая 2009 года
Титульный лист рабочей программы дисциплины (модуля) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ___________________________________________________ (Наименование вуза, факультета) УТВЕРЖДАЮ _______________________ "_____"__________________200__ г. Рабочая программа дисциплины (модуля) ______________________________ (Наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки _____________________ Профиль подготовки _____________________ Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения _____________________________________ (очная, очно-заочная и др.) Город 200_
Содержание рабочей программы дисциплины (модуля) 1. Цели освоения дисциплины 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата 3. Компетенции, обучающегося формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) 5. Образовательные технологии 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Основные понятия Цель программы (модуля) – конкретная формулировка учебных намерений. Она относится к одной из конкретных областей, которую преподаватель намерен охватить в блоке обучения.
Формулировка целей изучения дисциплины в терминах учебных намерений преподавателя в терминах ожидаемого результата Описание целей
Формулировка целей изучения дисциплины в терминах учебных намерений преподавателя в терминах ожидаемого результата обучения Изучение способов применения электронных устройств для контроля и управления технологическими процессами Научить: -описывать состав, назначение элементов электронных устройств; -составлять технические требования, функциональные блок- схемы, алгоритмы управления ими; - формулировать технические требования к разработке электронных устройств Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва мая 2009 года
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: Знать: ______(номер/индекс компетенции) Знать: ______(номер/индекс компетенции) Уметь: _____ (номер/индекс компетенции) Уметь: _____ (номер/индекс компетенции) Владеть: ____(номер/индекс компетенции) Владеть: ____(номер/индекс компетенции)
Основные понятия это формулировка Результат образования - это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании образовательного процесса (например, лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом) или ООП в целом)
К омпетентностная ориентация рабочих программ учебных д исциплин ( модулей ), практик разработка результатов образования проектирование средств и процедур оценки проектирование содержания и технологий образования
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ В СОЧЕТАНИИ С ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТОЙ ВАЖНО: ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗА ИМЕЮТ ПРАВО ВЫБИРАТЬ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ОТВЕЧАЮЩИЕ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА» ВСТРЕЧИ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПАНИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, МАСТЕР-КЛАССЫ ЭКСПЕРТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ
Варианты методов оценки Экзамен; Тесты с множественным выбором; Учебная (производственная) практика; Презентация; Проектная работа (курсовая, дипломная); и т.д.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ И ПР. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА мультимедийные средства; наборы слайдов или кинофильмов; описание деловых игр; демонстрационные приборы; средства мониторинга и т.д. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)