Нормативно – правовое обеспечение введения ФГОС ООО
Вызовы времени Модернизация школьного образования Новое поколение стандартов
- Конституция РФ - Закон «Об образовании в Российской Федерации» - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Концепция ФГОС общего образования - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - Фундаментальное ядро содержания общего образования - СанПиН Единый квалификационный справочник … - Приказы и письма Министерства образования и науки РФ - Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, ООО, С(П)ОО - Приказы и письма Министерства образования и науки Челябинской области Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС
ФГОС: - совокупность обязательных требований к образованию - совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня …, утверждённых федеральным органом определённого уровня …, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно – правовому государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере образования регулированию в сфере образования ( Закон «Об образовании в РФ», глава 1, общие положения) ( Закон «Об образовании в РФ», глава 1, общие положения) - важнейший нормативно-правовой акт РФ, устанавливающий - важнейший нормативно-правовой акт РФ, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы образовательные программы
Ресурсы Результат Информационно-методические ресурсы Создание информационно-методической развивающей образовательной среды - оптимальных информационно-методических условий для реализации основных образовательных программ Кадровые ресурсы Учебно-материальные ресурсы Финансово-экономические ресурсы Создание субъектной развивающей образовательной среды - оптимальных кадровых ресурсов для реализации основных образовательных программ Создание условий для формирования и воспроизводства информационно-методической развивающей, субъектной развивающей, предметной развивающей образовательных сред, совокупность которых необходима и достаточна для полной реализации основных образовательных программ Создание предметной развивающей образовательной среды - оптимальных учебно-материальных условий для реализации общеобразовательных программ ВИДЫ РЕСУРСОВ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые достижения системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕ РАМКИ ДЛЯ СИСТЕМЫ НОРМАТИВОВ
Исполнение стандарта Примерная основная образовательная программа Образовательная организация разрабатывает самостоятельно Локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенные уставом ОО Основная образовательная Программа образовательной организации
-учебно – методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объём и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы (Закон «Об образовании в РФ», глава 1, общие положения) (Закон «Об образовании в РФ», глава 1, общие положения) Основная образовательная программа
Требования к структуре основной образовательной программы Планируемые результаты Программа развития УУД Система оценки Программа коррекционной работы Программы по предметам Программа здорового образа жизни Программа духовно-нравственного воспитания Учебный план Требования
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное духовно-нравственное социальное общеинтеллектуальное общекультурное
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно- нравственное приобретение учащегося благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно- нравственного приобретения на процесс развития личности учащегося (последствие результата)
Ключевые качества личности инициативность способность творчески мыслить находить нестандартные решения умение выбирать профессиональный путь готовность обучаться в течение жизни
Основа стандарта системно-деятельностный (компетентностный) подход, предполагающий формирование учебной деятельности в целом, а не только предметных знаний и умений
Основа стандарта Чему учить?Ради чего учить?Как учить?
ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Результатом образования должны стать: российская гражданская идентичность стремление консолидации общества готовность людей к взаимодействию культур при сохранении этнической идентификации
Направление «Подготовка образовательного учреждения к переходу на ФГОС: анализ ситуации» содержание и показатели базовых компетенций педагогов в соответствии с ФГОС диагностика самооценки готовности учителей к работе по новым образовательным стандартам формы организации методической работы с педагогами в период подготовки к реализации ФГОС анализ готовности ОУ к переходу на ФГОС карта самооценки готовности ОУ к введению и реализации ФГОС
Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС На уровне образовательного учреждения разработать и утвердить локальные акты, необходимые для введения и реализации ФГОС; разработать и утвердить положение о системе оценивания обучающихся на ступени основного общего образования, технологическую карту как инструмент проектирования современного урока, пакет диагностических методик по оценке личностных достижений обучающихся; в режиме мониторинга проводить анализ реализации образовательной программы школы и программы развития ОУ; выявить потребности и направить педагогов на курсы повышения квалификации для реализации деятельностно-компетентностной образовательной модели как основы современной школы; создать мотивационные условия, благоприятные для развития и решения задач новой деятельности ОУ, новые модели организации методической работы школы.
Методическое обеспечение введения и реализации ФГОС Н а уровне образовательного учреждения изменить подходы к организации методической работы в образовательном учреждении; создать условия для непрерывного повышения ИКТ-компетентности педагогов (в том числе с помощью дистанционных технологий); способствовать диссеминации передового педагогического опыта реализации ФГОС; применять системный подход в использовании различных УМК для гарантированного получения результатов по формированию УУД; разработать механизмы интеграции и взаимодействия образовательных учреждений с УДО; формировать банк программ, реализуемых в рамках внеурочной деятельности
Организационное обеспечение введения и реализации ФГОС На уровне образовательного учреждения создать банк заданий, ориентированных на диагностику и направленных на развитие УУД, программ курсов для организации внеурочной деятельности, передового педагогического опыта;
УЧИТЕЛЬ – – КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Направление «Содержание образования» сравнительный анализ примерных программ основного образования 2004 года и ФГОС анализ планируемых результатов обучения (личностные, предметные, метапредметные) методические рекомендации к составлению рабочих программ
Направление «Механизмы формирования универсальных учебных действий» программа формирования УУД конструирование, анализ урока с целью формирования УУД анализ содержания УМК как средства формирования УУД анализ образовательных технологий как средства формирования УУД
Направление «Внеурочная деятельность» модели организации внеурочной деятельности варианты рабочих программ методические рекомендации к составлению программ внеурочной деятельности
Направление «Духовно-нравственное воспитание» программа духовно – нравственного воспитания обучающихся в образовательном учреждении знакомство педагогов с документами и материалами по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в аспекте освоения федеральных государственных образовательных стандартов и трансляции алгоритмов, образцов и способов деятельности по разработке в учреждении программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и плана мероприятий по ее реализации
Направление «Здоровье» программа сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса
Система оценки достижения планируемых результатов Внутренняя оценка: учитель, ученик, родители Накопленная оценка (портфель достижений) Государственная итоговая аттестация/Итоговая оценка: обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней оценки строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые работы, в) оценки за подготовку и презентацию проектной работы Внешняя оценка: государственные службы -аккредитация ОУ -аттестация кадров мониторинг системы образования Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке, ее состав зависит от ступени обучения