Лат. - брошенный вперед. Чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, машин, приборов и т. д. Предварительный текст какого - либо документа. План, замысел.
Д. Дьюи ( свободное развитие личности, готовой к активной самостоятельной деятельности ). У. Килпатрик, Э. Коллингс ( метод проектов ). С. Т. Шацкий.
Наиболее мотивирована та деятельность, которая выбрана самим ребенком. Познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей. Ориентирован на творческую самореализацию личности. Обеспечивает развитие волевых, интеллектуальных, и физических возможностей школьника.
Самостоятельно разработанный и изготовленный материальный или интеллектуальный продукт.
Деятельностный и компетентностный подходы. Использование реальных условий жизни как лаборатории процесса познания. Индивидуальный темп работы. Сотрудничество ученика и учителя. Уважение чужой точки зрения. Ответственность за результат.
Повышение качества образовательного процесса.
Формирование самостоятельной активной позиции учащихся в учебной деятельности. Развитие общих учебных умений и навыков. Развитие учебной мотивации учащихся. Перевод полученных знаний на компетентностный уровень.
Внешний результат ( созданный продукт можно увидеть, применить в реальной практической деятельности, оценить качество своей деятельности, получить общественное признание ) Внутренний результат ( приобретение опыта учебно - исследовательской деятельности ; перевод знаний и умений в компетентности и ценности )
осуществляется развитие умений самообразования ; создаются условия для формирования внутренней мотивации школьников к изучению предметов школьной программы и получению « запрограммных » знаний ; создаются условия для восприятия учебных дисциплин в комплексе, во взаимосвязи друг с другом, т. е для формирования целостной системы науки и культуры ; приобретается опыт принятия самостоятельных решений, аргументации своей позиции, публичного представления результатов своей работы.
Практико - ориентированные. Социально - значимые. Исследовательские. Информационные. Творческие. Ролевые.
Направлен на реализацию интересов самих участников проекта или внешнего заказчика.
Ориентирован на интересы какой - либо группы людей.
Напоминает научное исследование.
Направлен на сбор информации о каком - либо объекте, явлении.
Подчинен жанру конечного результата. Предполагает максимально свободный подход к оформлению результатов.
Проектанты берут на себя роль литературных, исторических или вымышленных персонажей.
Web- сайт, мультимедийный продукт. Анализ данных социологического опроса. Атлас, журнал, газета, карта, путеводитель, письмо. Атрибуты несуществующего государства, законопроект. Бизнес - план. Статья, доклад, реферат, сочинение. Видеофильм, видеоклип. Выставка, экскурсия, постановка ( спектакля ), праздник. Учебное пособие, публикация, ролевая игра, музыкальное произведение. Коллекция, костюм, модель, макет. Справочник, чертеж, прогноз и др.
Новые знания и умения школьников ( ими заканчивается исследование проблемы ). Непосредственно готовый продукт или алгоритм его создания ( им заканчивается решение проблемы ).
Демонстрирует ход и результативность работы проектной группы или индивидуального исполнителя.
Четко организовать работу проектных групп и каждого участника проектной группы. Фиксировать личные достижения и рост каждого ученика проекта на протяжении его выполнения.
Паспорт проекта. Критерии оценки проектной деятельности ( учет достижений ). Структура и план реализации учебного проекта. Структура и план реализации индивидуального ( группового ) учебного проекта.
Тема проекта. Аннотация ( актуальность, значимость на уровне школы, социума ). Руководитель проекта. Консультант проекта. Учебный предмет. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. Класс. Состав проектной группы. Тип проекта. Заказчик проекта. Проблема проекта. Цель проекта ( практическая, педагогическая ). Задачи проекта. Необходимое оборудование. Предполагаемы продукт проекта ( форма защиты ). Распределение ролей в проектной группе. Конечный результат ( оценка ).
Исследование. Коммуникации. Управление. Презентация. Конечный продукт ( проект ).
Ставить вопросы. Формулировать ( выдвигать ) гипотезы. Предлагать собственный план исследования и уточнять предмет исследования. Генерировать идеи. Сравнивать и различать информацию, рассматривать данные с различных точек зрения. Делать обзор и анализ необходимой информации. Делать обобщения, выводы. Работать с теоретической и справочной литературой для выстраивания аргументации. Устанавливать причинно - следственные связи.
Обрабатывать и представлять данные в различных форматах с ориентацией на основного слушателя ( я говорю, я показываю ). Активно слушать ( я слушаю ). Понимать и интерпретировать различные точки зрения. Осуществлять учебное взаимодействие с учениками и взрослыми ( вступать в диалог, задавать вопросы по теме ). Интервьюировать. Аргументировано отстаивать свою точку зрения. Редактировать собственные тексты. Использовать различные способы коммуникации. Уметь находить разумный компромисс.
Работа в группе на разных ролях. Умение вести деловое партнерское общение. Умение организовывать групповую работу, проявлять инициативу. Умение находить и исследовать ошибки в своей работе и в работе других участников группы. Умение постановить цель и задачи работы. Умение оказывать взаимопомощь в группе. Умение планировать работу ( деятельность, время, ресурсы ). Умение анализировать работу ( сравнение реального результата с планируемым, выявление причин отклонения ). Умение прогнозировать трудности в реализации планов. Умение оценивать собственные результаты. Умение осуществлять рефлексию своей деятельности.
Форма представления результатов деятельности, ее соответствие цели и содержанию. Монологическая речь. Уверенность во время защиты проекта. Артистизм. Использование различных средств наглядности при выступлении. Ответы на вопросы.
Самостоятельность работы над проектом. Аккуратность. Полнота раскрытия темы. Оригинальность решения проблемы. Раскрытие содержания проекта в презентации. Краткое отражение содержания проекта ( тезисы ).
Подготовительный. Основной. Заключительный.
СентябрьПостановка проблемы, определение цели и задач, формулировка темы, выдвижение гипотез, формирование групп. ОктябрьПланирование деятельности по реализации проекта (определение этапов, сроков, способов выполнения, ответственных). НоябрьСбор информации и классификация информации, решение промежуточных задач.
ДекабрьАнализ и обобщение собранной информации, формулировка выводов, оформление результата. Январь Создание первичной модели презентации проекта, подготовка тезисов выступления. ФевральСоздание окончательной формы презентации, завершение работы над выступлением.
МартВнутренняя защита отдельных элементов проекта с учителем. АпрельОткрытая защита проекта. МайРефлексия.
Вступление. Основной этап. Заключение.
Название проекта. Кому адресован. Цель создания и средства. Основные этапы.
Раскрытие содержания. Выводы.
Дискуссия. Подведение итогов.