К уроку истории в 6 классе Презентация подготовлена учителем истории МБОУ лицей 1 п. Добринка Агеевой Наталией Михайловной
Крестовые походы Кто ради дел святых искал чужих краев, За гробом ждет таких прощение грехов.
Что такое крестовые походы? Крестовые походы – военно-религиозные экспедиции западных европейцев на Ближний Восток. Совершались они в годах под знаменем католической церкви. Участники таких походов, представители феодального сословия, ставили перед собой цель завоевать Святые места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, а также Иерусалим и Гроб Господень. Крестоносцами участников этих экспедиций называют потому, что они нашивали на свои одежды кресты.
Земная жизнь была забот полна, Пускай теперь при первом бранном зове Себя отдаст за Господа она. Войдем мы в царство вечных славословий, Не будет смерти. Для прозревших внове Блаженные наступят времена, А славу, честь и счастье уготовит Вернувшимся родимая страна…
Зачем и почему? Предпосылки к совершению крестовых походов: существовала традиция паломничества верующих к Святым местам, а захват в XI веке турками-сельджуками Сирии и Палестины и угроза завоевания Византии спровоцировали католиков на то, чтобы встать на защиту своих святынь; еще одним стимулом стало тяжелое экономическое положение Западной Европы в то время. Папа Римский обещал участникам крестового похода несметные богатства, которые они смогут найти в Святой Земле; в случае гибели крестоносцам было гарантировано вознесение в рай; кроме того, они получали полное отпущение грехов, на время похода с них запрещалось взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви.
Первый крестовый поход гг На первом этапе экспедиция представляла собой толпы вооруженных чем попало крестьян, движущиеся на борьбу против «неверных» мусульман. По пути на восток они грабили и убивали, считая, что им, воинам Божьим, принадлежит любое земное имущество. Однако Малой Азии достигла только половина участников похода, но и те погибли в сражениях с турками. Второй этап начался через полгода, осенью 1096 года, когда рыцарское ополчение из разных частей Европы двинулось в направлении Малой Азии. Первый крестовый поход ознаменовался захватом крестоносцами Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства, границы которого установились окончательно лишь к 1124 году.
Второй крестовый поход Поводом для второго крестового похода послужило взятие сельджуками города Эдессы в 1144 году. Сама экспедиция была начата в 1147 году, но она не принесла ожидаемых результатов. В 1171 году Салах-ад-Дин стал главой государства Египет. Он присоединил Сирию к своей стране и вступил в борьбу с христианами: после нескольких победных сражений и нескольких месяцев осады Иерусалима мусульмане торжествовали. К 1189 году в руках крестоносцев осталось лишь несколько крепостей и два города – Тир и Триполи.
Третий крестовый поход длился с 1189 по 1192 год. В течение этого времени было одержано несколько побед христиан над мусульманами, но исход крестового похода не был знаменательным для католической церкви, потому что Иерусалим по-прежнему оставался в руках мусульман.
Четвертый крестовый поход Четвертый крестовый поход произошел в годах. В намерения христиан входило взятие Палестины, которая в то время принадлежала Египту. Однако на ход экспедиции большое влияние оказала Венеция, которая обеспечила католическую церковь своими кораблями на тех условиях, что крестоносцы в уплату за суда двинутся на Византию, которая в то время являлась главным конкурентом Венеции. Под предлогом воссоединения православной и католической церквей под руководством папства крестоносцы вторглись в Византию и завоевали Константинополь. В результате часть византийских земель перешла к Венеции. А на остальной территории было создано новое государство – Латинская империя.
Детский поход Затем последовала самая запоминающаяся экспедиция, которую историки, однако, не включают в число крестовых походов, – крестовый поход детей. В 1212 году толпы детей из разных концов Европы направились освобождать Иерусалим от «неверных» мусульман. Почему именно дети? После многочисленных неудач участников предыдущих крестовых походов у европейцев возникло убеждение, что раз Господь не дарует победы сильным, он даст ее слабым и невинным. И несмотря на то, что церковь и представители высших сословий были категорически против такой экспедиции, она все-таки состоялась. Однако и этот поход закончился неудачей. Часть детей умерла еще в пути по Европе от голода, холода и болезней, другие юные крестоносцы достигли Марселя, где ловкие купцы, обещав переправить детей в Палестину, привезли их на невольничьи рынки Египта.
ИТОГИ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ Хотя крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при всеобщем воодушевлении, завершились крушениями и разочарованием, они составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьезное влияние на многие стороны европейской жизни.
Торговля. Самую большую выгоду из крестовых походов извлекли купцы и ремесленники итальянских городов, которые обеспечивали армии крестоносцев снаряжением, провиантом и транспортом. Кроме того, итальянские города, прежде всего Генуя, Пиза и Венеция, обогащались за счет торговой монополии в странах Средиземноморья. Итальянские купцы установили торговые связи с Ближним Востоком, откуда вывозили в Западную Европу различные предметы роскоши - шелка, пряности, жемчуг и т.п. Спрос на эти товары приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. В конечном счете эти поиски привели к открытию Америки. Крестовые походы сыграли также чрезвычайно важную роль в зарождении финансовой аристократии и способствовали развитию капиталистических отношений в итальянских городах.
Феодализм и церковь. В крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов, кроме того, множество знатных родов разорилось под бременем долгов. Все эти потери в конечном счете способствовали централизации власти в западноевропейских странах и ослаблению системы феодальных отношений. Влияние крестовых походов на авторитет церкви оказалось противоречивым. Если первые походы способствовали укреплению авторитета римского папы, взявшего на себя роль духовного лидера в священной войне против мусульман, то 4-й крестовый поход дискредитировал власть папы даже в лице такого ее выдающегося представителя, как Иннокентий III. Деловые интересы нередко оказывались выше религиозных соображений, заставляя крестоносцев пренебрегать папскими запретами и вступать в деловые и даже дружеские контакты с мусульманами.
Культура. Крестовые походы получили широкое отражение в литературе. О подвигах крестоносцев в Средние века было сложено несчетное количество поэтических произведений. Среди них встречаются подлинно великие произведения, как, например, История священной войны, описывающая подвиги Ричарда Львиное Сердце. Новый художественный материал, рожденный крестовыми походами, проникал и в древние легенды. Так, получили продолжение раннесредневековые циклы о Карле Великом и короле Артуре. Крестовые походы стимулировали также развитие историографии. Завоевание Константинополя Виллардуэна остается самым авторитетным источником для изучения 4-го крестового похода. Лучшим средневековым произведением в жанре биографии многие считают жизнеописание короля Людовика IX, созданное Жаном де Жуанвилем. Одной из самых значительных средневековых хроник стала написанная по- латыни книга архиепископа Вильгельма Тирского История деяний в заморских землях, живо и достоверно воссоздающая историю Иерусалимского королевства с 1144 по 1184.
Исследователи по-разному подводят итог крестовых походов. Есть мнение, что они помогли установить контакт между Востоком и Западом, способствовали восприятию христианами мусульманской культуры, помогли развитию и перенятию научных и технических знаний. Но другие историки утверждают, что крестовые походы были ни чем иным как проявлением религиозного фанатизма.