Подготовила воспитатель группы 6 Низамова Альфия Шамильевна
Речь – это канал развития интеллекта... Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будет усваиваться знание. Н.И.Жилкин Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям. Поэтому необходимо проводить с ребенком различные упражнения, а также разнообразить речевую практику.
Специальных занятий по развитию речи и по подготовке детей к обучению грамоте В самостоятельной игре Режимных моментов
Разные упражнения Скороговорки Потешки Чистоговорки Загадки На использование правильных грамматических форм
В конце использовали скороговорку : Лежит ежик у елки, У ежа – иголки. (В разном темпе : быстро, умеренно, медленно) на закрепление правильного произношения звука «ж»
В этом задании ребенку нужно придумать как можно больше слов из заданных слогов.
предполагаем формирование представления о слове и предложении. Обучая дошкольников делить предложения на слова, предлагаем им сосчитать слова в предложении ( без союзов и предлогов) и любым способом сообщить результат (хлопки в ладоши, отсчет фишек и т.д.) Далее просим детей назвать слова в порядке их расположения в предложении. Раздаем слова, например, ВЕСНА – Никита г., ПРИШЛА – Линара З.
Лексический материал подобран в соответствии с последовательностью формирования звуков у детей
Проводим дидактические игры и упражнения, беседы с использованием картинок
Цель игры: научить ребенка подбирать точное определение к словам (т.е. главные признаки предмета). На карточках написаны слова. Взрослый говорит слово, задает наводящие вопросы, а ребенок перечисляет прилагательные, т.е. описывает предмет.
Обращаем внимание детей на несклоняемые имена существительные. Например, КАКАО, КОФЕ, ПЮРЕ.
Используем сюжетные картинки. Например, игра «озвучь мультфильм»: Предлагаем ребенку составить красочный рассказ по картинкам, а затем озаглавить его. Важно, чтобы ребенок не только описал, что изображено на картинке, а еще и рассказал, что произошло, используя наводящие вопросы и слова-помощники.
1. Обращаем внимание детей на явления, которые обозначаются однокоренными словами: СНЕГ, СНЕЖИНКА, СНЕЖОК, БАБА, СНЕГОВИК, ЗАСНЕЖЕННЫЙ. 2. Задаем детям вопросы, почему назван тот или иной предмет, качество, даем пояснения, толкования, если дети не могут сделать это сами.
В них используются простые, немногосложные слова, близкие детям образы. Например, считалка, которую можно использовать для закрепления произношения звука Р: Шел баран по крутым горам, Вырвал травку, Положил под лавку, Кто ее заберет, Тот и вон пойдет!
Мы даем детям знания и умения, в результате обогащаем словарь детей и упражняем их в усвоении грамматических форм
Рассматриваем с детьми любимые и часто используемые книги, например: Словари Хрестоматии, Детские энциклопедии
Многие дети в подготовительной группе пытаются читать, рассматривая книгу, они стремятся получить иную, чем раньше, информацию, стараются прочитать название книги и подписи к рисункам.
Даем литературный образ и образец своей речи
Не возникает необходимость использовать сложные формы предложений. Поэтому мы проводим соответствующую работу, например, на формирование, на умение строить разнообразные предложения. Своими наводящими вопросами (ПОЧЕМУ? КОГДА?) мы побуждаем детей давать развернутые ответы, употреблять сложно- подчиненные предложения. Таким образом, мы обучаем детей грамматически правильной речи в разных видах деятельности.