В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле- и радиопередачи. Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов. Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле- и радиопередачи. Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов. Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк.
Правила заучивания стихотворений 1.Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальностью, цветистостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать еще раз и т. д. 2. Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если рассказать стихотворение наизусть, то эффект будет большим. 3. Доступно объяснить детям значения новых или непонятных слов. 4. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух) зоровики (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации.) 5.Нужно периодически возвращаться к изученным ранее произведениям. Таким образом, вы будете тренировать долговременную память и наполнять поэтический «сундучок» ребенка.
Основные методы заучивания стихов Визуальный После предварительной работы, детям дается установка на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Вы будете запоминать, а я - вам помогать». Затем, построчно читается стихотворение и на глазах ребенка изображается то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Затем, по «картинному плану» дети, с Вашей помощью, несколько раз воспроизводят стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно использовать и готовые картинки (серия изданий для разного возраста «Учим стихи по картинкам»). Двигательный Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику ( такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.
Слуховой Это самый распространенный метод. Вы говорите детям, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть они включат в головках магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала дети слушают вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом можно опросить несколько ребят, а за ними снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Логический Не у многих дошколят ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.
Приемы, помогающие лучшему запоминанию: выполнение игровых действий с предметами во время чтения; договаривание детьми слов, которые рифмуются; чтение стихов-диалогов по ролям; драматизация. Приемы обучения выразительному чтению (средний, старший дошкольный возраст): образец выразительного чтения взрослого (как основной прием); подсказывание нужной интонации; напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства; анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию. (Какая лисичка? (Хитрая) Как она говорит? (Льстиво, уговаривая))
В процессе работы по заучиванию стихотворений, я поняла, что способ слуховой детям не интересен, только 4-5 детей могли выучить стихотворение полностью. Тогда, после прочтения стихотворения, я стала «рисовать» строчку на доске, объясняя и рассказывая детям, что я делаю. Этот способ оказался более эффективным. Разучивание стало для детей делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Как я это делаю: Читаю выбранное стихотворение. Объясняю значение новых, непонятных слов Для каждой строчки рисую картинку ассоциацию (чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить, поэтому не нужно рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки). После этого, попрошу детей по очереди рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки. Большинство детей справляется с заданием, но и после этого я не убираю доску с рисунками, просто поворачиваю её к стене, через несколько дней снова переворачиваю, и дети самостоятельно или по моей просьбе вспоминают и рассказывают стихотворение по рисункам. Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.
Для примера, предлагаю посмотреть как мы учили стихотворение- загадку М. Пляцковского «Будильник» (подробный план-конспект заучивания стихотворения см. в папке) М. Пляцковский Будильник Качая клювом и хвостом Будильник ходит под окном. На лапах шпоры, сам с вершок, А на макушке гребешок. Живёт будильник во дворе, Всех будит рано на заре. Куда железному звонку, Когда звучит «Ку-ка-ре-ку!»
М. Пляцковский Будильник Качая клювом и хвостом Будильник ходит под окном. На лапах шпоры, сам с вершок, А на макушке гребешок. Живёт будильник во дворе, Всех будит рано на заре. Куда железному звонку, Когда звучит «Ку-ка-ре-ку!»
Дети рассказывают стихотворение по рисункам
Есть стихи, которые проще показать жестами, чем нарисовать картинки. Такие стихи я сопровождаю жестами («показываю»), с каждой строчкой объясняя, что означает тот или иной жест. Аналоги такому заучиванию - пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика. В средней группе стихи для пальчиковой гимнастики достаточно длинные и дети тоже очень хорошо запоминают их, благодаря жестам. ДОМ Я хочу построить дом Чтоб окошко было в нем
Чтоб у дома Дверь была Под окном сосна росла Чтоб вокруг забор стоял Пёс ворота охранял
Солнце было Дождик шел И тюльпан в саду расцвел!