« Композиторы - классики Детям » 1- е занятие в рамках проекта « Классическая музыка » - « Детский альбом П. И. Чайковского » Подготовила : муз. руководитель Исламова Ю. В.
Цель : п ознакомить с фортепианным циклом П. И. Чайковского " Детский альбом " Задачи : Познакомить с историей создания " Детского альбома "; прослушать ряд пьес из " Детского альбома "
Петр Ильич родился 7 мая (25 апреля ) 1840 в г. Воткинске Вятской губернии. Петя рос очень ранимым и впечатлительным мальчиком, его легко мог расстроить любой пустяк. За эти черты характера гувернантка композитора Фанни Дюрбах называла его стеклянным ребенком. Музыкальные способности рано проявились у мальчика. В пять лет Петя легко подбирал на фортепиано разные мелодии и импровизировал. Однако родители будущего композитора не отдавали должного одаренности сына, и не обращали серьезного внимания на музыкальное образование мальчика.
Чайковский обучался в Императорском училище правоведения, по окончании которого получил чин титулярного советника и стал работать в Министерстве юстиции. Вскоре Петр Ильич встает перед выбором : заниматься музыкой профессионально или продолжать быть никудышным титулярным советником. Выбор был довольно сложным, если учесть, что к тому времени Чайковскому шел двадцать второй год, по тем временам достаточно поздний возраст, что бы все менять и начинать сначала. После оставления службы материальное положение Чайковского сильно ухудшилось. Заниматься музыкой в середине 19 века и не терпеть нужду могли позволить себе, как правило, только обеспеченные дворяне. Взгляд на музыку был как на дело не серьезное, ничего общего с трудом не имеющего. Но несмотря на все трудности, Чайковский поступает в только - то открывшуюся Петербургскую консерваторию. Оканчивает ее с серебряной медалью. По окончании обучения Чайковского приглашают на должность профессора Московской консерватории. Несмотря на большую педагогическую нагрузку он много сочиняет.
Чайковский писал музыку почти во всех жанрах. Его балетам по популярности нет равных. Спящая красавица, Лебединое озеро, Щелкунчик составляют основной репертуар всех музыкальных театров мира. Чайковский подчеркивает национальные черты в своей музыке, вводя в нее русские и украинские народные песни. Также он написал 10 опер, 76 опусов, 7 симфоний, 4 сюиты.
В 1891 году композитор выезжает в турне за границу. К своему удивлению он видит, что его знают не только в России, но и далеко за ее пределами. В 1891 году П. И. Чайковского избирают членом - корреспондентом парижской Академии изящных искусств, а через два года ему присуждают почетную степень доктора Кембриджского университета. Однако, наряду с таким всемирным признанием, личная жизнь композитора глубоко несчастна. Трагичность переживаний слышится во всех его произведениях. Но страдания не ожесточили Чайковского. Он всегда оставался очень добрым и скромным человеком.
Его ученик Сергей Рахманинов говорил, что успеху своей оперы « Алеко » он в немалой степени обязан Петру Ильичу. Во время одной из репетиций, - вспоминал Рахманинов, - Чайковский сказал мне : Я только что закончил оперу Иоланта, которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой ? Он буквально так и сказал : Вы не будете возражать ? Ему было пятьдесят три года, он был знаменитый композитор, а я новичок двадцати одного года ! Чайковский, конечно, присутствовал на премьере Алеко. По окончании оперы он, высунувшись из ложи, аплодировал изо всех сил, по своей доброте ; он понимал, как это должно помочь начинающему композитору.
25 октября (6 ноября ) 1893 года композитор скоропостижно скончался от холеры, как и его мать сорок лет назад. Прах великого композитора покоится в некрополе Санкт - Петербургской Александро - Невской лавры.
Как многогранно музыкальное искусство ! Красоту живых звуков родной природы можно суметь почувствовать по - новому, проникаясь образами и эмоциями произведений, написанных специально для детей композиторами - классиками : А. Вивальди, П. И. Чайковским, Н. А. Римским - Корсаковым, Р. Шуманом, Э. Григом и многими другими.
П. И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Сочинение " Детского альбома " - первое обращение композитора к детской теме.
" Детский альбом " - это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. На титульном листе первого издания : " Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей ".
Чайковский был доволен первым изданием " Детского альбома ", отсутствием, как он считал, в нем опечаток. Правда, некоторое огорчение он высказал издателю по поводу внешнего вида издания : " Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом. Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты ! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, - но ничего, сойдет, - детям будет занятно ".
Молитвой начинался день ребенка. Молясь он настраивался на добрые мысли и поступки. Светлая тональность соль мажора, равномерное ритмическое движение и строгая 4- голосная фактура ( словно поет хор ) передает настроение сосредоточенности и покоя.
" Зимнее утро " - вторая пьеса из фортепианного цикла П. Чайковского " Детский альбом ". Особыми композиторскими приемами П. Чайковский фортепианным звучанием передал тонкую поэтическую атмосферу зимнего утра. Течение мелодии очень естественное и потому легко запоминающееся.
Пьеса является элементом мини - цикла внутри всего " Детского альбома " и объединяется с близкой с ней по содержанию " Игрой в лошадки ". Она демонстрирует ювелирную отделку всех элементов фортепианной фактуры. В творчестве П. Чайковского пьеса имеет своеобразную параллель - марш солдатиков ( уже не деревянных, а настоящих мальчиков ) в I картине Содержанию и " действиям " солдатиков соответствует трехчастность музыкальной формы пьесы.
П. И. Чайковский очень тепло относился к детям. Им адресован целый ряд произведений композитора. " Болезнь куклы " - первая по - настоящему печальная пьеса в цикле. Исполнение должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба. Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение мелодии и аккомпанемента.
Эта пьеса открывает собой мини - цикл внутри " Детского альбома ", который можно условно назвать " Музыкальный дневник путешествий ", поскольку это пьесы (" Итальянская песенка ", " Старинная французская песенка ", " Немецкая песенка ", " Неаполитанская песенка ") с явным национальным колоритом. Это ясно не только из их названий, но и из самой музыки.
Живя в Италии, П. Чайковский имел удовольствие слышать много итальянской - как профессиональной, так и народной музыки. Кое - что из особенно полюбившихся ему мелодий он позже использовал в своем творчестве. Мелодия, использованная в этой пьесе, как раз и является такой подлинной итальянской песенкой.
Мазурка по происхождению польский танец. В этом своем качестве она имеет характерные особенности польского танца. У П. Чайковского было много предшественников, писавших мазурки. Встречаются мазурки разного характера. Мазурка из " Детского альбома " - интимного камерного характера. Данная мазурка написана в традиционной для этого танца трехчастной форме.
Внутри " Детского альбома " можно выявить несколько мини - циклов - рядом стоящие пьесы, объединенные общностью содержания. В творчестве П. Чайковского без труда можно назвать образцы, очень близкие к подлинной русской народной музыке. Данная пьеса - яркий пример типично русских образов, свидетельствующий о необычайной любви композитора к России и всему русскому.
Эта пьеса - вторая ( после предыдущей ) в мини - цикле из трех пьес с русскими образами внутри " Детского альбома ". В ней талантливо имитируется звучание гармоники ( это дает повод кратко рассказать об истории появления и усовершенствования этого инструмента ). В пьесе уникальная гармоническая структура, своеобразное использование определенных аккордов.
Гармонический язык в этой пьесе более острый, чем в других пьесах цикла. Резкие аккорды вместе с многочисленными акцентами и выдержанным от начала до конца отрывистым штрихом (staccato) придают музыке зловещую причудливость. Угловатое, как бы нарочито утрированное звучание начала пьесы напоминает прихрамывающую походку сказочного персонажа. Пьеса исполняется очень скоро : в нотах авторское указание Presto ( итал. – очень быстро ).
Завершается сборник пьесой " В церкви ". Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой ; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало.
« Детский альбом » Чайковского входит в золотой фонд мировой классической музыки для детей. Музыкальные произведения, собранные в этом альбоме специально аранжированы для детей и подходят даже самым маленьким слушателям. Способствует развитию слуха, внимания, речи, познавательной активности, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, общей культуры.
Картинки с интернета : Пётр Ильич Чайковский Произведения » Фортепианная музыка » Детский альбом Детский альбом Музыкальная энциклопедия Издптельство « Советская энциклопедия » Москва 1981 Главный редактор Ю. В. Келдыш Ю. Булычевский. В. Фомин. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Издательство « Музыка » Ленинград 1968 Музыкальное исполнение Михаила Плетнева