«ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы : - Уроки « открытия нового знания » - Уроки рефлексии -Уроки общеметодологической -направленности - Уроки развивающего контроля
РЕФЛЕКСИЯ - оборот сознания на свою деятельность ( или поведение ) с целью изменить её ( его ) путём определения реальных проблем и нахождение способов их разрешения.
Формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления. Повторение и закрепление учебного материала.
1. Мотивция ( самоопределение к деятельности ). 2. Актуализация знаний. 3. Локализация затруднений. 4. Построение проекта выхода из затруднений. 5. Реализация построенного проекта.
6. Обобщение затруднений во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия деятельности ( итог урока ).
1. Анализ типичных ошибок и затруднений в изучаемой теме. 2. Составление списка способов действий ( норм ) понятий, алгоритмов свойств, которые требуют тренинга и коррекции ошибок. 3. Подбор заданий самостоятельной работы на этапе актуализации знаний на применение зафиксированных способов действий ( норм ). 4. Проектирование способа повторения с учащимися выбранных норм и их фиксации, а также способа предъявления соответствующих эталонов. 5. Конструирование диалога по постановке учебной задачи.
6. Проектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибок ( подбор заданий, планирование способов их предъявления и проверки, включение в консультационную деятельность и пр.). 7. Конструирование диалога по построению проекта выхода из затруднения. 8. Подбор заданий для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, 9. Подготовка образцов выполнения самостоятельных работ. 10. Составление списка норм для этапа повторения, выбор соответствующих заданий и форм работы. 11. Проектирование способа коррекции ошибок на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 12. Определение способа проведения рефлексии.
- учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие ( оценивать сою готовность обнаруживать незнание, находить причины затруднений ; - учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы ; - учитель активно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески ; - на уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки ; - учитель добивается осмысления всего материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы ;
- учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи ; - учитель специально планирует коммуникативные задачи урока ; - учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения ; - стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта ; - на уроке осуществляется глубоко личностное воздействие « учитель - ученик » через совместную деятельность.