Матч смерти – футбольный матч, сыгранный в оккупированном немцами Киеве между советской и немецкой командами. Ряд футболистов-киевлян был расстрелян, по легенде, за отказ проиграть встречу.
Шел 1942 год. Немецкая армия заняла Киев. На одном из пустырей города в свободное от работы время начали тренироваться бывшие киевские футболисты ''Динамо'' и ''Локомотива''. 12 июня 1942 года в газете ''Нове українське слово'' появилось объявление: ''Открытие украинского стадиона. Сегодня в откроется стадион - Большая Васильковская, вход с улицы Прозоровской. Программа открытия такая: гимнастика, бокс, легкая атлетика и самый интересный номер программы - футбольный матч. Начало в 17.30'' Начало в 17.30''.
На этом открытии украинская футбольная команда ''Старт'' впервые сыграла с командой немецкой армии. ''Старт'' победил немецких футболистов с большим счетом. На следующий раз немцы выставили против ''Старта'' команду из лучших спортсменов танковой дивизии оккупантов. Матч произошел 17 июля 1942 года. Но и эта команда была разгромлена со счетом 6:0.
Футбольные встречи продолжались. 19 июля 1942 года состоялся матч с командой венгерской армии. Для мадьяр встреча с украинскими футболистами закончилась поражением - ''Старт'' победил их со счетом 5:2. Тогда венгры предложили матч-реванш и выставили против киевлян усиленную команду. Эта встреча тоже закончилась победой ''Старта'', но уже со счетом 3:2.
Эти поражения вызывали недовольство немецкого командования. Они не способствовали росту авторитета вермахта после поражения под Москвой и Сталинградской битвы. Вот тогда-то немцы попытались взять реванш и доказать превосходство арийской расы, выставив против «Старта» новую команду. В этом матче «Старт» снова победил с разницей в два гола. Именно этот матч советская пропаганда и нарекла «матчем смерти».
Состав команды «Старт»: Николай Трусевич Алексей Клименко Иван Кузьменко Михаил Свиридовский Николай Коротких Федор Тютчев Михаил Путистин Василий Сухарев Владимир Балакин Михаил Мельник Макар Гончаренко
Оккупанты, предчувствуя свое поражение на футбольном поле, не хотели дискредитировать свою армию. Поэтому встреча двух команд была организована на небольшом стадионе ''Зенит'', расположенном далеко от центра города. Но несмотря на расчеты фашистов, киевские болельщики набили стадион до отказа - стояли в проходах, сидели на деревьях. Эта встреча вызвала всплеск патриотизма у советских людей. На стадионе разгорались вовсе не футбольные страсти. Все выглядело так, будто происходит сражение между командами вермахта и Красной Армии.
Перед решающей игрой в раздевалку уверенно вошел незнакомец в гестаповской форме. Четко, по-военному категорично, на внятном русском отдал приказ: матч не выигрывать. В ответ - тишина. Гестаповец кивнул, блеснув знанием русского: "Молчание - знак согласия".
Но решение "Старта" было единогласным: играть по-настоящему. А там - будь что будет. Нельзя прилюдно "прогнуться" перед оккупантами. Все, что только есть в футболе грязного, было обрушено на динамовцев. Нещадно выбивали из игры Трусевича, набегая на него целой толпой. Удалось свалить вратаря. Трусевич потерял сознание. Потом очнулся, обхватил руками голову и вдруг огорошил ребят своим обычным шутливым: "Не делайте из этого ушиба смертельного сотрясения. Буду играть". Но играть ему было поначалу трудно.
К середине первого тайма пропустили три гола. Затем два мяча отыграли. В раздевалке перебросились несколькими фразами. Нельзя проиграть на глазах тысяч зрителей. Нельзя подвести своих. Потому что наша линия фронта - здесь, на футбольном поле. "Надо выиграть. Играем по-настоящему".
Когда счет стал 3:3, фашисты дрогнули. Стало понятно: "Старт" поймал игру. У врага оставался один выход: тянуть время. А трибуны взорвались. Киевлян подбадривали уже не таясь. Кузьменко отдал пас Гончаренко, и тот без промаха ударил головой. А тут, показав опешившим фрицам филигранный дриблинг, Гончаренко забил и пятый мяч - 5:3. Это была победа. Пусть не на поле боя, пусть не с оружием в руках, пусть в стороне от той, большой войны, но победа.
Уже потом историки и психологи придут к выводу: главным оружием гитлеровцев на оккупированной территории были не только и не столько машины-"душегубки", не только автоматы "зондеркоманд". Главным оружием оккупантов был и остается страх. Самый обычный человеческий страх - за себя, за своих близких, за стариков- родителей, за детей... А футболисты перед многотысячными трибунами демонстрировали: они не боятся. Они не склонят головы перед оккупантами, не сыграют в поддавки. Не отступят. А этого оккупанты не могли простить даже теоретически.
В подвалах гестапо в Киеве футболисты провели 23 дня. В пригороде Киева находился один из самых страшных лагерей смерти. Фашисты называли его "Сырецким". Однако в истории он остался под названием "Бабий Яр". В Бабьем Яру футболистов разделили. Ведущих игроков - Трусевича, Клименко, Коротких и Кузьменко - как самых опасных бунтовщиков сразу же отвели на расстрел. Остальные должны были медленно умирать от непосильных работ, голода и избиений. Но они выжили. После долгих скитаний по концлагерям Балакин, Гончаренко, Мельник, Путистин, Свиридовский и Сухарев были освобождены воинами Советской Армии. И вернулись в родной Киев, в свое родное общество "Динамо".
А в Киеве уже в 1944 году, в городе, который толком еще даже не начали восстанавливать, пройдет футбольный матч между "Динамо" и ЦСКА, и на разрушенных стенах будут висеть объявления, возвещающие о том, что билеты, проданные на матч 22 июня 1941 года, действительны. И многие придут с теми билетами, которые хранили всю войну...
В 1971 на стадионе «Динамо» был установлен памятник гранитная скала с горельефными фигурами четырёх футболистов (скульптор Иван Горовой). На памятнике слова Степана Олийника: За наше сьогоднi прекрасне Вони полягли у двобоi… В вiках ваша слава не згасне, Безстрашнi спортсмени-героi.
В 1981 году на стадионе «Зенит», переименованном в «Старт», установили скульптурно- архитектурную композицию в честь «матча смерти».