Развитие логического мышления
Народная мудрость гласит « Умного пошли- одно слово скажи, дурака пошли – три слова скажи, да сам за ним поди»
В результате развития логического мышления: Память становится мыслящей; Восприятие становится думающим; Внимание становится произвольным; Формируется способность к саморегуляции; Формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний; Происходит осознание личного отношения к миру; Складывается характер.
Логические операции мышления: Способность выделять существенное; Сравнение; Обобщение; Классификация; Анализ и синтез; Анаграмма.
Методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления
1.Способность выделять существенное. Цель: выявить умение выделять существенное, т.е. способность к абстрагированию. Пример: сад(растение, садовник, собака, забор, земля)
Ответ: растение, земля
2.Классификация. Цель: выявить умение обобщать, строить обобщение на отвлеченном материале. Пример: приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.
Ответ: предлог
3. Анаграмма Цель: выявить наличие или отсутствие у школьников теоретического анализа. Пример: е р а в ш н р а я н
Ответ: реванш, ария.
4.Сравнение. Цель: установить уровень развития у учащихся умение сравнивать предметы, понятия. Пример: книга – тетрадь.
5. Обобщение. Цель: выявить у учащихся умение определять, что общего между понятиями. Пример: дождь - град.
6. Аналогия. Цель : выявить у учащихся умение определять отношения между понятиями или связи между понятиями. Пример: школа – обучение. больница - _______.
Ответ: лечение.
Параллелограмм – изменчивое настроение. Прямоугольник – хорошее настроение. Ромб – плохое настроение. Квадрат – отличное настроение.
Спасибо за внимание!