Тарасенко Светлана Никифоровна МОУ «Средняя общеобразовательная школа им. Новикова Р..А. с. Ковылино Чернянского района Белгородской области
Эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием. Г.Белинский
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребенка: формирование у него качеств, отвечающим представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие окружающего мира. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироощущения. Цель исследования: разработка научно-обоснованной взаимосвязи детской литературы и изобразительной деятельности детей. Объект исследования: эстетическое воспитание детей 6-13 лет. Предмет исследования: эстетическое воспитание средствами взаимосвязи детской художественной литературы и изобразительного искусства детей 6-13 лет.
Эстетическое воспитание - многоаспектное, философское, общекультурное психолого – педагогическое образование. Родовое понятие (эстетическое воспитание) включает два видовых: воспитание художественными (искусство) и внехудожественными средствами (природа, труд, окружающий мир, деятельность, учение).
Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.
Методы работы -Беседы проводятся для более целесообразного знакомства с произведениями о природе, о их содержании и различных средствах выразительности. Если художественное произведение не большое по объему. Содержит описание одного конкретного образа или несложной картины природы и беседы о нем занимают немного времени.
-Наблюдение природы проводятся не только для получения детьми знаний о ней, для развития эстетического восприятия, но и с целью сопоставления пейзажей, описанных в поэтическом произведении. Методика проведения наблюдений усложняется в зависимости от опыта детей и задач каждого занятия. Начать следует с рассматривания отдельных образов природы, описанных в стихотворении: одуванчика, ромашки, елочки и т.д. При этом нужно максимально активизировать речь детей вопросами, помогающими раскрытию образа, обогащать ее поэтическими выражениями, сравнениями. Например, одуванчик можно сравнить с солнышком, шариком, снежинкой, лист одуванчика с елочкой.
-Рассматривание иллюстраций или картин проводятся, для того чтобы средства выразительности поэтического образа стали детям понятнее, выделяются основные моменты текста, т.е. обеспечивают взаимодействие зрительного и слухового восприятия. Художественные иллюстрации знакомят детей с различными способами изображения природы.
-Анализ детских работ является важным приемом обучения. Благодаря анализу работ детям становится понятнее поэтический образ, развивается аналитико- синтетическое мышление. Которое обеспечивает более глубокое восприятие поэтического текста, благодаря анализу учащиеся видят результаты, у них формируется способность к анализу, самоанализу, видению альтернативы. Этому способствуют интегрированные уроки ИЗО и литературы.