Использование метода проектов как средства повышения интереса к изучению коми языка Автор: Терентьева Татьяна Александровна, учитель коми языка и литературы МОУ «СОШ» с.Мутный Материк
Я работаю в школе с.Мутный Материк с 2000 года. С первого дня передо мной стояла задача: развивать интерес учащихся к изучению родного языка, литературы, фольклора, к изучению культуры народа коми. Я нашла оптимальный вариант для нашей школы в решении данной задачи– использование метода проектов не только на уроке, но и внеклассной деятельности. Я работаю в школе с.Мутный Материк с 2000 года. С первого дня передо мной стояла задача: развивать интерес учащихся к изучению родного языка, литературы, фольклора, к изучению культуры народа коми. Я нашла оптимальный вариант для нашей школы в решении данной задачи– использование метода проектов не только на уроке, но и внеклассной деятельности.
С помощью проектной технологии на уроке можно добиться исполнения нескольких задач – повысить интерес к изучению коми языка и литературы, сформировать самостоятельную учебную деятельность учащихся, создать на уроке творческую атмосферу, сформировать умения и навыки работы с компьютером. С помощью проектной технологии на уроке можно добиться исполнения нескольких задач – повысить интерес к изучению коми языка и литературы, сформировать самостоятельную учебную деятельность учащихся, создать на уроке творческую атмосферу, сформировать умения и навыки работы с компьютером.
В ходе преподавания коми языка и литературы использую мини проекты, краткосрочные и среднесрочные, а также долгосрочные проекты, которые могут продолжаться несколько лет. Проект «Рабочая тетрадь по коми языку» относится к долгосрочным проектам, он предлагается ученикам для индивидуального исполнения. В ходе реализации этого проекта ученик создаёт собственную рабочую тетрадь по коми языку, которая способствует не только более полному усвоению материала, но и индивидуализирует учебный процесс. В ходе преподавания коми языка и литературы использую мини проекты, краткосрочные и среднесрочные, а также долгосрочные проекты, которые могут продолжаться несколько лет. Проект «Рабочая тетрадь по коми языку» относится к долгосрочным проектам, он предлагается ученикам для индивидуального исполнения. В ходе реализации этого проекта ученик создаёт собственную рабочую тетрадь по коми языку, которая способствует не только более полному усвоению материала, но и индивидуализирует учебный процесс.
Страницы из индивидуальных рабочих тетрадей по коми языку
Проекты дают возможность формировать самостоятельную учебную деятельность школьников не только на уроках коми языка, но и на уроках литературы. Так, после знакомства с творчеством Егора Рочева учащиеся 5 класса предложили изучить тему «Всё о тундре» в форме газеты. Рубрики этой газеты ребята предложили следующие: Проекты дают возможность формировать самостоятельную учебную деятельность школьников не только на уроках коми языка, но и на уроках литературы. Так, после знакомства с творчеством Егора Рочева учащиеся 5 класса предложили изучить тему «Всё о тундре» в форме газеты. Рубрики этой газеты ребята предложили следующие: 1) Фотографии и рисунки с описанием тундры. 2) Рассказ о Егоре Рочеве. 3) Обитатели тундры (рисунки, фотографии). 4) Люди, живущие в тундре (описание чума, одежды и еды). 5) Тест, кроссворд по прочитанному произведению. 6) Стихи собственного произведения о тундре. 1) Фотографии и рисунки с описанием тундры. 2) Рассказ о Егоре Рочеве. 3) Обитатели тундры (рисунки, фотографии). 4) Люди, живущие в тундре (описание чума, одежды и еды). 5) Тест, кроссворд по прочитанному произведению. 6) Стихи собственного произведения о тундре.
Защита проекта «Всё о тундре» Защита проекта «Всё о тундре»
Для развития творческих способностей детей осуществляю проекты на основе интеграции литературы, изобразительного искусства, технологии. В 6-м классе при изучении стихотворения И.А.Куратова «Синтöм пöльö» («Слепой дед») в ходе осуществления проекта результатом становится иллюстрированный сборник собственных рассказов и стихов учащихся о людях села «Зарни киа йöз». Для развития творческих способностей детей осуществляю проекты на основе интеграции литературы, изобразительного искусства, технологии. В 6-м классе при изучении стихотворения И.А.Куратова «Синтöм пöльö» («Слепой дед») в ходе осуществления проекта результатом становится иллюстрированный сборник собственных рассказов и стихов учащихся о людях села «Зарни киа йöз».
Заключительный этап (презентация проекта)
В 11 классе был объявлен конкурс с использованием компьютерных технологий на лучший проект по теме «Поэты о любви к жизни, к природе».
Тип проекта обычно выбирается исходя из того, чтобы дети смогли как можно лучше раскрыть свои способности и таланты, максимально реализоваться в работе. Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна, но, участвуя в нём, школьники формируют свою коммуникативную компетентность.
Презентация: публичное выступление (Инсценировки по пьесам В.Савина)
Со своими работами учащиеся выступают на школьной научно- практической конференции, принимают участие в различных школьных, районных, республиканских конкурсах и занимают призовые места. Их статьи можно увидеть на страницах районной газеты «Усинская новь». Со своими работами учащиеся выступают на школьной научно- практической конференции, принимают участие в различных школьных, районных, республиканских конкурсах и занимают призовые места. Их статьи можно увидеть на страницах районной газеты «Усинская новь».
Газетные вырезки с работами ребят
Учащиеся с удовольствием сотрудничают со школьным музеем, библиотекой и жителями села, распространяют буклеты, брошюры с традициями и обрядами своего народа, сборники стихов и прозы собственного сочинения. А также выступают на сцене дома культуры и школы с коми песнями и танцами, сценками знаменитых коми писателей, проводят встречи со знаменитыми людьми, литературные вечера в форме посиделок и т.д. Учащиеся с удовольствием сотрудничают со школьным музеем, библиотекой и жителями села, распространяют буклеты, брошюры с традициями и обрядами своего народа, сборники стихов и прозы собственного сочинения. А также выступают на сцене дома культуры и школы с коми песнями и танцами, сценками знаменитых коми писателей, проводят встречи со знаменитыми людьми, литературные вечера в форме посиделок и т.д.
Буклеты, брошюры, сборники стихов и прозы собственного сочинения.
Выступления учащихся на сцене в ходе осуществление проекта «Сиам тэныд, Коми му»
Встречи с ветеранами войны и труда
Формирование общеучебных умений и навыков с применением метода проектов на уроках и в воспитательной работе положительно воздействует на учащихся, об этом свидетельствует динамика учебных достижений учащихся за последние три года. Формирование общеучебных умений и навыков с применением метода проектов на уроках и в воспитательной работе положительно воздействует на учащихся, об этом свидетельствует динамика учебных достижений учащихся за последние три года.
Результативность проектной методики.
При условии правильной организации метод проектов приводит к результатам, значимость которых трудно переоценить: школьники перестают просто выполнять предписанные действия за отметку они начинают критически оценивать ситуации, самостоятельно планировать собственные действия и осознавать ответственность за результат.