ЦЕЛЬ: отметить характерные черты времени рубежа веков; дать понятие о Серебряном веке как явлении русской культуры, основанном на глубинном единстве всех его творцов; охарактеризовать литературные направления.
В русской литературе рубежа веков отразились сложнейшие процессы общественной и духовной жизни эпохи исторического перелома. С начала 90-х годов до 1917 года радикально изменились все стороны жизни России: экономические, культурные, политические, искусствоведческие... Характерные признаки времени: открытия в области физики и математики (развитие фундаментальных наук); создана теория относительности; расцвет русской философской мысли (Владимир Соловьев, Лев Шестов, Николай Бердяев, Михаил Булгаков и др.; расцвет русской религиозной мысли (появились концепции о неоправославии (Д.Мережковский, В.Соловьев и др.)…
В литературе обозначилось два направления в её развитии: 1.реалистическое (с опорой на материализм); 2. антиреалистическое (модернистское).(модернистское).
Модернистская литература долгие годы после революции именовалась декадентской. Символистов старшего поколения современные им критики называли то символистами, то декадентами. НО! ДЕКАДАНС («УПАДОК») -это не направление и не течение. Это мироощущение, умонастроение, кризисный этап сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, пессимизма и душевной усталости. МОДЕРНИЗМ – от фр. «современный», «новый». Модернизм – это литературное направление антиреалистического толка.
«Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъемом: новизна, напряженность, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму… Появились новые души, были открыты новые источники новой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но все это проходило в довольно замкнутом кругу.» Н.Бердяев.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Элитарность (избранность) Интеллектуализм, отъединенность интеллигенции от народных масс
ТРИ ТЕЧЕНИЯ МОДЕРНИСТСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ СИМВОЛИЗМ (греч.symbolon – знак, символ) АКМЕИЗМ (греч.akme – высшая степень чего-либо, цветущая сила) ФУТУРИЗМ (лат.futurum – будущее)
Критерии для сопоставления СимволистыАкмеистыФутуристы 1. Цель творчестваРасшифровка тайнописи, воплощенной в слове, пророчество. Возвращение поэзии ясности, вещности Вызов традиции 2. Отношение к мируСтремление создать картину идеального мира,существующе- го по законам вечной красоты Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вещных знаков Одержимость идеей разрушения старого мира 3. Отношение к словуПонимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи Стремление придать слову определенное, точное значение Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов 4. Особенности формы Господство намеков и иносказания, знаковое наполне- ние обычных слов, изысканная образ- ность, музыкаль- ность, легкость слога Конкретная образность, «прекрасная ясность» Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа
ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА? все эти поэты современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России; всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии; все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры поэтического произведения; они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий; их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему...
Поэты Серебряного века творили не только стихи и баллады, они лепили и свои судьбы; почти всем им свойственно отношение к собственной биографии как к выстраиваемому мифу. Большинство поэтов были связаны искренней дружбой, которую сохранили в течение долгих лет; они высоко оценивали и поэтическое мастерство, и личностные качества друг друга; они не скупились на добрые слова, они умели радоваться успехам друзей, восхищаться их гениальностью.