ЦЕЛЬ: отметить характерные черты времени рубежа веков; дать понятие о Серебряном веке как явлении русской культуры, основанном на глубинном единстве всех.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русская культура Серебряного века «…Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Advertisements

Серебряный век русской поэзии.. Повторение. Древнерусская литература. Древнерусская литература. Литература 18 века (классицизм, сентиментализм). Литература.
«Серебряный век» в русской литературе Подготовила учитель русского языка и литературы Абакаева Л.К.
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства желаний…»
«Этот мир из вдохновенья, Этот мир из серебра…» Модернизм в русской поэзии рубежа веков.
«Серебряный век» русской поэзии Вводная лекция Вводная лекция.
Русский модернизм. 11 класс. План изучения темы 1. Основные принципы модернизма. 2. Ведущие направления в русском искусстве серебряного века: символизм;
Серебряный век русской поэзии Этот мир очаровательный, Этот мир из серебра….
Многоголосие лирики Серебряного века Автор: Ястремская Г.Е., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 66 г.Пензы.
Обобщение по теме «Серебряный век русской поэзии» Автор: Шплис Ирина Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 41.
Я мечтою ловил уходящие тени… К.Д. Бальмонт. Это эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической.
(НАЧ Х ГГ. – 1917 Г.) Серебряный век русской поэзии Автор Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 г.Кирово-Чепецка Кировской.
«Серебряный век» русской культуры Мы подарили Западу начало нашего века... Д. Лихачев.
Серебряный век – блеск, взрыв, яркость, необычность! Критерии для сопоставления. Символисты. Акмеисты. Футуристы. 1. Цель творчества. Расшифровка тайнописи,
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ РАСЦВЕТ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ Философия – Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Е.Н.Трубецкой,
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
«Серебряный век» русской литературы Составила: Темырова Эльеста Васильевна, Ученица 11 класса МОУ «Большегондырская СОШ»
«Серебряный век русской поэзии». Введение Образное выражение «Серебряный век», ставшее почти терминологическим определением эпохи рубежа XIX-XX вв., впервые.
Курбанова Ольга Михайловна Преподаватель литературы Профессионального лицея «Молодежная мода» 13.
Транксрипт:

ЦЕЛЬ: отметить характерные черты времени рубежа веков; дать понятие о Серебряном веке как явлении русской культуры, основанном на глубинном единстве всех его творцов; охарактеризовать литературные направления.

В русской литературе рубежа веков отразились сложнейшие процессы общественной и духовной жизни эпохи исторического перелома. С начала 90-х годов до 1917 года радикально изменились все стороны жизни России: экономические, культурные, политические, искусствоведческие... Характерные признаки времени: открытия в области физики и математики (развитие фундаментальных наук); создана теория относительности; расцвет русской философской мысли (Владимир Соловьев, Лев Шестов, Николай Бердяев, Михаил Булгаков и др.; расцвет русской религиозной мысли (появились концепции о неоправославии (Д.Мережковский, В.Соловьев и др.)…

В литературе обозначилось два направления в её развитии: 1.реалистическое (с опорой на материализм); 2. антиреалистическое (модернистское).(модернистское).

Модернистская литература долгие годы после революции именовалась декадентской. Символистов старшего поколения современные им критики называли то символистами, то декадентами. НО! ДЕКАДАНС («УПАДОК») -это не направление и не течение. Это мироощущение, умонастроение, кризисный этап сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, пессимизма и душевной усталости. МОДЕРНИЗМ – от фр. «современный», «новый». Модернизм – это литературное направление антиреалистического толка.

«Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъемом: новизна, напряженность, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму… Появились новые души, были открыты новые источники новой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но все это проходило в довольно замкнутом кругу.» Н.Бердяев.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Элитарность (избранность) Интеллектуализм, отъединенность интеллигенции от народных масс

ТРИ ТЕЧЕНИЯ МОДЕРНИСТСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ СИМВОЛИЗМ (греч.symbolon – знак, символ) АКМЕИЗМ (греч.akme – высшая степень чего-либо, цветущая сила) ФУТУРИЗМ (лат.futurum – будущее)

Критерии для сопоставления СимволистыАкмеистыФутуристы 1. Цель творчестваРасшифровка тайнописи, воплощенной в слове, пророчество. Возвращение поэзии ясности, вещности Вызов традиции 2. Отношение к мируСтремление создать картину идеального мира,существующе- го по законам вечной красоты Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вещных знаков Одержимость идеей разрушения старого мира 3. Отношение к словуПонимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи Стремление придать слову определенное, точное значение Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов 4. Особенности формы Господство намеков и иносказания, знаковое наполне- ние обычных слов, изысканная образ- ность, музыкаль- ность, легкость слога Конкретная образность, «прекрасная ясность» Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА? все эти поэты современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России; всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии; все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры поэтического произведения; они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий; их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему...

Поэты Серебряного века творили не только стихи и баллады, они лепили и свои судьбы; почти всем им свойственно отношение к собственной биографии как к выстраиваемому мифу. Большинство поэтов были связаны искренней дружбой, которую сохранили в течение долгих лет; они высоко оценивали и поэтическое мастерство, и личностные качества друг друга; они не скупились на добрые слова, они умели радоваться успехам друзей, восхищаться их гениальностью.