Примерная программа по здоровьесбережению В мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье.
Теория без практики мертва. А.В. Суворов. Нормативно-правовая база Нормативно-правовая база Конституция РФ; Конституция РФ; Конвенция о правах ребёнка; Конвенция о правах ребёнка; закон РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»; закон РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»; закон РФ « Об образовании»; закон РФ « Об образовании»; письмо Минобразования РФ от г /16 «Методические рекомендации по психолого- педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»; письмо Минобразования РФ от г /16 «Методические рекомендации по психолого- педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
Письмо Минобразования РФ от /13 « Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ»//Вестник образования -2003,июль7; « Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях,СанПиН »//Официальные документы в образовании – 2003,3;письмо Минобразования « О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению « Здоровьесберегающие технологии»// Официальные документы в образовании -2002, 26; Письмо Минобразования РФ от /13 « Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ»//Вестник образования -2003,июль7; « Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях,СанПиН »//Официальные документы в образовании – 2003,3;письмо Минобразования « О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению « Здоровьесберегающие технологии»// Официальные документы в образовании -2002, 26; Приказ Минобразования, Минздравоохранения РФ от /2017 « О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ// Официальные документы в образовании 20/2002; Приказ Минобразования, Минздравоохранения РФ от /2017 « О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ// Официальные документы в образовании 20/2002;
Письмо Минобразования РФ от « О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных(коррекционных)ОУ;от г «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»; Письмо Минобразования РФ от « О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных(коррекционных)ОУ;от г «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»; Приказ Минобразования РФ от г.619 « О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде»//Вестник образования – 2000, апрель8; Приказ Минобразования РФ от г.619 « О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде»//Вестник образования – 2000, апрель8; Санитарные правила « Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях»//Вестник образования ,1; Санитарные правила « Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях»//Вестник образования ,1; Решение коллегии Минобразования РФ от г.4/2 « Об организации работы с детьми со школьной дезадаптацией» Решение коллегии Минобразования РФ от г.4/2 « Об организации работы с детьми со школьной дезадаптацией»
Обоснование актуальности программы Анализ состояния здоровья школьников в целом по стране, региону, а также по конкретной школе на основе диагностик. Анализ состояния здоровья школьников в целом по стране, региону, а также по конкретной школе на основе диагностик.
Принципы программы «Не навреди!» Он заключается в применении оздоровительных систем и методик, обоснованных с научной точки зрения и проверенных на практике; «Не навреди!» Он заключается в применении оздоровительных систем и методик, обоснованных с научной точки зрения и проверенных на практике; Принцип триединого представления о здоровье. В основе лежит определение ВОЗ, т.е. единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья; Принцип триединого представления о здоровье. В основе лежит определение ВОЗ, т.е. единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья; Приоритет заботы о здоровье учащихся и педагогов должен оцениваться с точки зрения влияния на психофизическое состояние и здоровье учащихся и учителей; Приоритет заботы о здоровье учащихся и педагогов должен оцениваться с точки зрения влияния на психофизическое состояние и здоровье учащихся и учителей;
Непрерывности и преемственности,т.е. системность в применении здоровьесберегающих технологий, а также системная работа в данном направлении; Непрерывности и преемственности,т.е. системность в применении здоровьесберегающих технологий, а также системная работа в данном направлении; Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися. Здоровье должно быть оценено на 2-х уровнях: содержательном(в программах) и процессуальном(проведение процесса обучения); Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися. Здоровье должно быть оценено на 2-х уровнях: содержательном(в программах) и процессуальном(проведение процесса обучения); Содержание и организация обучения должны соответствовать возрастным особенностям учащихся; Содержание и организация обучения должны соответствовать возрастным особенностям учащихся; Гармоничное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий; Гармоничное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;
Принцип сочетания охранительной (от вредных воздействий) и тренирующей стратегий( повышение адаптации возможностей человека к вредным воздействиям); Принцип сочетания охранительной (от вредных воздействий) и тренирующей стратегий( повышение адаптации возможностей человека к вредным воздействиям); Принцип отсроченного результата, т.е. ориентир не на быстрый, а постепенный и долгосрочный результат; Принцип отсроченного результата, т.е. ориентир не на быстрый, а постепенный и долгосрочный результат; Контроль за результатами, т.е. получение обратной связи как в масштабе ОУ, так и в индивидуальной педагогической деятельности. Контроль за результатами, т.е. получение обратной связи как в масштабе ОУ, так и в индивидуальной педагогической деятельности.
Цели программы На основе оценки и анализа основных характеристик образовательной среды школьников и уровня здоровья обучающихся провести научно обоснованную оптимизацию образовательной среды ОУ с целью сохранения здоровья школьников; На основе оценки и анализа основных характеристик образовательной среды школьников и уровня здоровья обучающихся провести научно обоснованную оптимизацию образовательной среды ОУ с целью сохранения здоровья школьников; Формировать устойчивую мотивацию, ценностные ориентиры и потребности в здоровом образе жизни участников образовательного процесса. Формировать устойчивую мотивацию, ценностные ориентиры и потребности в здоровом образе жизни участников образовательного процесса.
Задачи программы Оценка, анализ и возможная коррекция санитарно-гигиенических условий обучения; Оценка, анализ и возможная коррекция санитарно-гигиенических условий обучения; Анализ и приведение в соответствие с физиологическими, санитарно- гигиеническими требованиями режима работы школы; Анализ и приведение в соответствие с физиологическими, санитарно- гигиеническими требованиями режима работы школы; Организация системы обучения педагогического коллектива и родителей по вопросам гигиены, валеологии и связанных с проблемой здоровья аспектов возрастной физиологии и психологии; Организация системы обучения педагогического коллектива и родителей по вопросам гигиены, валеологии и связанных с проблемой здоровья аспектов возрастной физиологии и психологии;
Организация систематического обучения школьников основам знаний в области здоровья; Организация систематического обучения школьников основам знаний в области здоровья; Анализ соответствия двигательного режима детей требуемым нормам, проведение возможного корректирования; Анализ соответствия двигательного режима детей требуемым нормам, проведение возможного корректирования; Разработка системы оздоровительных мероприятий для групп детей с различными отклонениями в состоянии здоровья; Разработка системы оздоровительных мероприятий для групп детей с различными отклонениями в состоянии здоровья; Разработка системы воспитательной работы школы, направленной на формирование убеждений школьников; Разработка системы воспитательной работы школы, направленной на формирование убеждений школьников; Создание условий для посещения большего количества детей спортивных клубов, секций; Создание условий для посещения большего количества детей спортивных клубов, секций;
Подбор блока методик для проведения мониторинга физиологического, психофизиологического развития и уровня физического здоровья; Подбор блока методик для проведения мониторинга физиологического, психофизиологического развития и уровня физического здоровья; Организация профилактического медицинского обеспечения здоровья обучающихся ; Организация профилактического медицинского обеспечения здоровья обучающихся ; Организация системы контроля за питанием в школьной столовой ; Организация системы контроля за питанием в школьной столовой ; Оснащение школьной библиотеки по вопросам здорового образа жизни, гигиены, сохранения и укрепления здоровья детей; Оснащение школьной библиотеки по вопросам здорового образа жизни, гигиены, сохранения и укрепления здоровья детей; Обеспечение взаимодействия с органами внутренних дел, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, иными заинтересованными органами учреждениями, а также общественными и религиозными объединениями. Обеспечение взаимодействия с органами внутренних дел, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, иными заинтересованными органами учреждениями, а также общественными и религиозными объединениями.
Основные направления реализации программы Обеспечение нормативно-правовой базы по охране здоровья детей Обеспечение нормативно-правовой базы по охране здоровья детей
Организация физкультурно-оздоровительной работы: Организация физкультурно-оздоровительной работы: - Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья( на уроках физкультуры, в секциях и т.д.) - Организация занятий по ЛФК; - Организация часа активных движений(динамическая пауза) между 3 и 4 уроками в начальной школе; - Организация динамических перемен, физкультурных пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; - Создание условий и организация работы спортивных секций; - Регулярное проведение спортивно- оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.д.)
Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. - Включение в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; - Лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; - Проведение «Дней здоровья»,конкурсов, праздников и т.п. - Создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов и родителей.
Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников ОУ и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья: Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников ОУ и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья: - Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов, положительно или отрицательно влияющих на здоровье; - Приобретение научно-методической литературы; - Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.
Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья. - Использование рекомендованных и утверждённых методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача(витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.); - Использование рекомендованных и утверждённых методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача(витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.); - Регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога; - Регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников и их обсуждение с педагогами, родителями; введение карты здоровья класса(школы); - Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.
Ожидаемые результаты Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов среди детей и подростков; Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов среди детей и подростков; Повышение коэффициента здоровья у детей, подростков и молодёжи, снижение заболеваемости; Повышение коэффициента здоровья у детей, подростков и молодёжи, снижение заболеваемости; Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами; Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами; Укрепление психического и духовного здоровья учащихся; Укрепление психического и духовного здоровья учащихся; Развитие системы психолого-педагогической и медико- социальной поддержки детей и подростков; Развитие системы психолого-педагогической и медико- социальной поддержки детей и подростков; Привлечение к совместной деятельности всех заинтересованных ведомств и организаций. Привлечение к совместной деятельности всех заинтересованных ведомств и организаций.
Критерии оценки ожидаемых результатов Критерии эффективности Критерии эффективности Критерий результативности Критерий результативности
Сроки реализации программы: 3-5 лет Формы представления результатов: - Отчёты по завершении каждого этапа (завучей,заведующих МО,учителей физкультуры,кл.руководителей,врача); - Проведение научно-практического семинара для ОУ; - Подготовка статей в научно-методические издания педагогического профиля.