ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов : интеллектуальная творческая СПЕЦИАЛЬНАЯ - одаренность в отдельных видах деятельности : музыкальная артистическая математическая лингвистическая спортивная техническая и т.п.т.п.
Уровень развития одаренности - это результат сложного взаимодействия наследственности ( природных задатков ) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка. Задатки - анатомо - физиологические предпосылки формирования способностей. Способности - индивидуально - психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению деятельности или ряда деятельностей. Способности развиваются на основе задатков, под влиянием социальной среды ( обучения и воспитания ) в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.
Одаренные дети - дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность. Критерии выявления одаренности : активность, динамичность интеллектуальной деятельности ; наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков ; систематическое самообразование ; креативность ( умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах ); темпераментные особенности ; активность и саморегуляция в деятельности ( высокая мотивация и самостоятельность в деятельности ).
Направления работы с одаренными детьми: Вовлечение детей в деятельность по интересам ; Организация олимпиад, соревнований, конкурсов ; Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения ; Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы ; Развитие умений самостоятельно работать ; Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов ; Обучение творческим методам работы ; Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей ; Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми. Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю - предметнику в работе необходимо. Составить план занятий с ребенком. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам. Выбрать форму отчета ребенка по предмету ( тесты, вопросы и т. д.) за определенные промежутки времени Ребенку предоставить : название темы, план изучения темы, основные вопросы, понятия и термины, которые он должен усвоить, практические работы, список необходимой литературы, формы контроля, задания для самопроверки. Для анализа результатов работы оформить таблицу : предмет, дата и время консультаций, главные рассматриваемые вопросы, время работы с темой по программе, фактическое затраченное время, дополнительные вопросы, причины отклонений от сроков.
Учителя, работающие с одаренными детьми, должны обладать следующими качествами : Позитивной « я - концепцией », высокой самооценкой, зрелостью, успешным опытом педагогической работы, эмоциональной стабильностью, целеустремленностью и творческим началом ; Специальной теоретической подготовкой, увязанной с опытом практической работы, пониманием особенностей психологии одаренных детей ; Знанием опыта работы коллег в имеющихся программах и моделях обучения одаренных детей ; Ярко выраженными интеллектуальными способностями, широким кругозором, обширными знаниями в самых разных дисциплинах, в том числе смежных ; Объективностью и умением правильно оценивать успехи детей ; Умение находить контакт с родными и близкими одаренных детей, вовлекать их в процесс обучения.