ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДСТВЕ СКУЛЬСЬКАЯ В.Е. – зам. директора Института профессионально- технического образования АПН Украины
Развитие системы профессионально-технического образования ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Дисбаланс между объемами и направлениями подготовки кадров Снижение мотивации в получении рабочей профессии Диспропорция между специалистами и рабочими кадрами Деструктивная государственная политика в сфере ПТО Несоответствие условий обучения индивидуальным образовательным потребностям Упорядочение системы государственных учебных заведений Развитие системы профессионального обучения на производстве Развитие социального партнерства Проведение системных маркетинговых и мониторинговых исследований Создание оптимальных условий обучения Проведение системной профориентационной работы ПРОБЛЕМЫ ПУТИ РЕШЕНИЯ Отсутствие эффективного механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДСТВЕ Умение решать нестандартные задачи Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности п Психологическая готовность к изменениям Готовность к непрерывному профессиональному обучению Готовность к профессиональной и социальной мобильности Готовность нести ответственность Современный квалифицированный рабочий Коммуникативная культура
Профессиональное обучение производственного персонала Специально организованный учебный процесс для людей, которые и нуждаются в расширении или получении новых знаний, умений для повышения профессиональной и социальной мобильности, приобретения навыков решать задачи, связанных с повышением конкурентоспособности предприятия и развитием отношений с окружающими, адекватных требованиям профессиональной деятельности
Функции профессионального обучения - компенсаторную – возможность получения знаний которых не хватает (66 %); - розвивающую – возможность возобновить свое профессиональное равзвитие (36 %); - социальную – содействует повышению конкурентоспрособности (30,8%); - психологическую – является способом понижения эмоциональной напряженности (19,1 %); - адаптивную – содействует адаптации к новым условиям (11 %).
Показатели психологической готовности к обучению наличии у кандидатов на обучение профессиональных интересов, способностей к конкретному виду деятельности - 23,7%; в понимании своих потребностей и требований производства - 33,2%; в понимании своих возможностей и потребностей производства – 38,6%; наличии стойкой мотивации к повышению своего профессионального карьерного развития – 16,8 %.
ВЫВОДЫ 1. Обучение для взрослых только способ решения конкретной проблемы и должно рассматриваться в контексте имеющегося социального и профессионального опыта человека. 2. Взрослый человек сам создает образовательную ситуацию, стараясь получить знания в тех областях, которые нужны ему для успешной самореализации.
3. С возрастом наблюдается объективное снижение возможностей развития качественных изменений личности, образования новых психологических структур. Поэтому имеющиеся знания, умения, навыки, опыт, профессионально- важные и личностные качества становятся тем базисом в структуре личности, который позволяет компенсировать снижение потенциала развития, у взрослых людей. 4. Потребность в знаниях интегрируется со страхом, тревогой и потребностью в безопасности и уверенности.
5. Психолого-педагогические условия должны отвечать индивидуальным образовательным потребностям взрослого человека. 6. Эффективность профессионального обучения взрослых в значительной мере зависит от психолого-педагогических условий. 7. Образовательная, воспитательная и развивающая функции учебного процесса должны быть трансформированы с учетом особенностей обучения взрослых.
Институт ПТО АПН Украины г. Киев, ул. Чапаевское шоссе, 98 Директор: Радкевич Валентина Александровна Зам. директора: Скульская Виолетта Евгеньевна
Спасибо за внимание!