Технология развивающего обучения развивает инициативу и самостоятельность учащихся, создает условия для развития младшего школьника как субъекта отношений с миром и собой.
Групповая работа. Цель: развитие мышления учащихся. 1-2 класс - учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. 3-4 класс – выполняют эти функции самостоятельно.
Этапы групповой работы. 1. Первоначальный: проговариваются правила работы в группе. убедись, что в разговоре участвует каждый; говори спокойно и ясно; говори только по делу. 2. Вводный: происходит понимание предстоящей деятельности, что делать, как делать и каким образом (планирование предстоящей работы) 3. Поиск способов деятельности(обсуждение высказанных идей): выдвигаются предположения( гипотезы), проводятся высказывания способов действия( выслушиваются все мнения). 4. Выработка группового решения - обсуждается и аргументируется критика и принимаются верные решения. 5. Рефлексивная деятельность в группе( обсуждение итогов работы в группе). Что делали? Как делали? С какой целью? В чем испытывали трудность? 6. Рефлексия групп(обсуждение процесса работы): обсуждение результатов и открытие правил.
Прием «Черепашки». Суть этого приема заключается в предоставлении малым группам возможности продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе. Учащиеся работают в малых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией. Учащиеся также могут проверять работы друг у друга, помогать исправлять допущенные ошибки. Учитель, в свою очередь, наблюдает за работой групп, а также поочередно разъясняет новый учебный материал группам, которые закончили работать над индивидуальными заданиями по предыдущему материалу.
Выводы: Возрос объем усваиваемого материала и глубина его понимания; На формирование понятий, умений, навыков трачу меньше времени, чем при фронтальном обучении; Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе; Возросла познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; Изменился характер взаимоотношений между детьми: исчезло безразличие, агрессия; прибавилась теплота и человечность; Возросла сплоченность класса ; Дети начали понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением; В то же время выросла самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует. Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя. Учащиеся приобрели навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей; Осуществляю индивидуальный подход к учащимся; учитываю их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, даю группам задания, дифференцированные по трудности; Моя воспитательная работа стала необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.